Двери не открываются. Метро в Ростове могло заработать через год

39 лет назад, 28 марта 1980 года, в Ростове-на-Дону началось бурение скважин для определения глубины будущего метрополитена.

Тогда никто не сомневался, что в новом веке жители донской столицы будут передвигаться не только на наземном транспорте. Однако тогда работы резко свернули, а о метро снова всерьез заговорили лишь в 2008 году.    
   

Первая  попытка

В конце 1970-х годов численность жителей Ростова-на-Дону приближалась к миллиону. В СССР тогда действовало негласное правило: такие города должны быть обеспечены метрополитеном. И вот в 1979 году Правительство СССР разрешило начать разработку технико-экономического обоснования строительства «подземки». Проектированием изначально занимался «Мосгипротранс», а затем к работе подключился «Армгипротранс» из Еревана.

В результате инженерных изысканий в марте 1980 года были определены оптимальные трассы для линий будущего метрополитена. Было известно, что первая линия должна пройти через центр города с Западного на Сельмаш, а вторая – соединить Северный жилой массив и Батайск. При этом пересекать Дон вагоны должны были по мосту.

В мае 1987 года было принято постановление Совета Министров СССР о сооружении в донской столице метрополитена. Строительство обоих веток было включено в перспективный план развития города и области до 2000 года, а специалисты из Еревана начали техническое проектирование первой линии.

Однако в 1989 году проектные работы внезапно остановились – тот же Совет Министров СССР выпустил постановление о временном прекращении финансирования проектирования и строительства метрополитенов во всех городах. Официально причиной такого шага называлась сложная социально-экономическая ситуация. Однако среди ростовчан с тех пор прочно поселился миф – якобы метро в донской столице нельзя строить из-за грунтовых вод. Но те, кто немного разбирался в вопросе, понимали, что это не так и приводили в пример ленинградский метрополитен, построенный в болотистой местности.

Вторая попытка

В начале нового века городские власти рассказывали о планах построить монорельс, а затем – скоростной трамвай. Однако в 2008 году администрация Ростова-на-Дону снова вернулась к теме метро. В этом же году в городе появляется специальное ведомство – МКУ «Управление Метро Ростова». Возглавил его Мурат Тлепцеришев, также принимавший участие в первой попытке «запуска» донского метрополитена.

   
   

В мае 2010 года власти выбирали, с какого направления начинать строительство: Запад – Восток, либо Север – Юг.

По расчетам, пассажиропоток на тот момент на направлениях был одинаковый. Но поскольку о строительстве Суворовского микрорайона тогда еще всерьез не говорили, а Левенцовка уже застраивалось, предпочтение, как и 20 лет назад, отдали первому варианту, как более перспективному. Планировалось, что поезда от новых высоток будут идти под проспектом Стачки, а затем по 17-метровой эстакаде проедут над Привокзальной площадью и снова уйдут под землю, двигаясь параллельно улице Большой Садовой. Завершить ветку планировалось на площади Карла Маркса. При этом общая длина составила бы 16 километров.

Первая линия включала бы в себя 12 станций, а проехать из Левенцовки в Нахичевань можно будет за 17 минут. Первый пусковой этап должен был пройти от станции «Улица Малиновского», где расположилось бы метродепо, до станции «Ворошиловская». В дальнейшем линию предполагалось продлить на северо-восток в район Сельмаша и на запад далее вглубь Левенцовского района. Это удлинило бы ветку до 22 километров.

В феврале 2011 года окончательно были развеяны все мифы о невозможности строительства метрополитена в Ростове: государственная экспертиза показала, что реализовать проект реально как по геологическим, так и по техническим параметрам.

В начале 2013 года городские власти утвердили проект планировки и межевания территории для линий и станций донской «подземки». Забегая вперед отметим, что документ этот действует до сих пор и ряд мест в центре Ростова до сих пор зарезервирован под непостроенное метро.

Разработка проектной документации первого этапа первой линии в 2014 году оценивалась почти в 1 млрд рублей. При этом само строительство линии в ценах 2010 года обошлось бы в 76,6 млрд руб. Понятное дело, что бюджет города и даже области не мог потянуть такой проект - требовалась поддержка из федерального центра. Тем не менее, власти уверенно заявляли, что к 2020 году, а при благоприятных финансовых условиях даже к 2018 году, ростовчане уже смогут ездить на метро в своем городе.

В конце 2013 года был объявлен конкурс на разработку проектной документации первой ветки, однако ни одной заявки на него так и не поступило. В итоге летом 2015 года МКУ «Управление Метро Ростова» было реорганизовано путём присоединения к «Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону», а конкурс на проектирование первой линии был отменен.

Смутное настоящее

Идея строительства ростовского метро вошла в Стратегию социально-экономического развития донского региона на период до 2030 года.

При этом планируется перенимать опыт других нестоличных российских городов – Казани, Нижнего Новгорода. Однако это вовсе не означает, что будет построено именно «тяжелое» метро.

  «Заместитель мэра Москвы Собянина рассказал нам, что не нужно Ростову строить метрополитен, если перед этим поменяется вся транспортная система в городе», - отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев в январе 2018 года. Василий Голубев подчеркнул, что метрополитен может окупиться только при трафике от 52 тысяч пассажиров в час, а до таких показателей Ростову далеко.

«Мы даже близко не подойдём к этой цифре. Но мы не отказываемся от метро. Просто надо понять, нам нужно глубокое залегание, среднее или эстакады. Мы же не можем, закрыв глаза, закопать годовой бюджет Ростовской области и построить в Ростове метро, оставив всех без еды и зарплаты. Поэтому надо договориться и определить, как двигаться к реализации проекта», - добавил глава региона. Таким образом, не исключено, что в Ростове словом «метро» будет называться либо скоростной трамвай, либо метротрам – именно такой вид транспорта успешно работает в Волгограде.

Согласно последним заявлениям властей, к вопросу строительства метрополитена в Ростове-на-Дону планируется вернуться только после того, как будут усовершенствованы маршруты наземного транспорта, а также синхронизировано их движение.