Более 240 лет назад на Дон из Крыма прибыли первые партии армянских переселенцев, отправленные сюда по указу Екатерины II. И хотя связи с коренной арменией у донских армян никогда не прерывались, особенности жизни в окружении казаков, украинцев, русских и иных народов, населяющих нынешнюю ростовскую область, сказывались. И это проявилось, в том числе, и в церемониях, которые сопровождают важнейшее событие в жизни человека – свадьбу. О том, какие ритуалы сватовства привезли с собой 240 лет назад пришедшие на донские земли армяне, а какие переняли на Дону, нам рассказал старший научный сотрудник отдела Музея русско-армянской дружбы Сергей Козлов.
Ночь хны
Многие из этих традиций характерны для всего армянского народа, однако у ростовских армян существуют свои, специфические обряды, которые, возможно, идут ещё из тех времён, когда их предки проживали в Крыму, под властью татарских ханов и турецкого султана.
«Так, например, помолвку донские армяне называют турецким словом «бех», что означает залог, гарантия. На второй день беха родители невесты посылают в дом жениха «курабье помолвки», отличающееся особым вкусом: его принято пропитывать розовым маслом и украшать блестками. Традиционной особенностью является и ночь хны, в эту ночь волосы и запястье невесты украшают хной», – рассказывает Сергей Козлов.
Индивидуальность донских армян подчеркивается и в свадебных костюмах: традиционное платье невесты должно быть красного цвета с вышивками, применялся также головной убор в виде фески, обозначающий незамужнюю. Важным аксессуаром являлся жемчужный пояс невесты – бархатный пояс чёрного или красного цвета, вышитый жемчугом с золотой или серебряной головкой-пряжкой и буквами армянского алфавита по краям. Его для дочери вышивала мать или же передавала свой по наследству. Обряд облачения жениха у донских армян отличался от армян Закавказья, прежде всего, своей торжественностью. По традиции, одежду жених надевал сначала наизнанку, и лишь после того, как кавор (крёстный) давал выкуп, жениха переодевали, как полагается. Отличительным знаком костюма жениха являлся большой красный бант, который свидетельствовал о том, что парень уже выглядит, как надо, и готов идти за невестой.
При этом на свадебном столе ростовских армян есть также блюда, перенятые у дончан, например, рыба и пирожки с лебедой.
Дозваться невесту
В целом традиционная армянская свадьба должна была начинаться со смотрин. В заранее назначенную дату в дом невесты приходил жених со своим отцом и старшим братом. Гостей встречали родители невесты, жених должен был поцеловать им руки, стоя у дверей, а дальше все усаживались за стол. Для того чтобы увидеть невесту, гостям необходимо было сначала позвать её дважды, после это мать шла за ней, приговаривая: «Не так легко увидеть нашу девочку». Наконец, невесту выводят из комнаты, подводят к старшим со стороны жениха, она целует им руки, подходит к жениху, целует руку и ему, после этого молодой человек надевает ей на палец кольцо, что является знаком согласия, начинаются поздравления, пожелания и назначается дата официального сговора.
Официальный сговор
Официальный сговор проводился торжественно, с музыкой, танцами, поваром, гости получали особое приглашение. В доме невесты собирались все её родные и ждали приезда жениха. Родители невесты поджидали гостей у входа в дом, рядом стояли родственники и музыканты. Первым в дом невесты приезжал так называемый «лакей», который заранее оповещал о скором прибытии жениха. Музыканты начинали играть марш, приезжали родители жениха, его родственники, друзья и сам жених.
«Далее гостей рассаживают: мужчины с одной стороны стола, женщины с другой. Жених тем временем должен стоять у дверей, но перед этим поцеловать руку всем пожилым дамам и старикам. Невеста сидит в отдельной комнате с подругами, пока гости не попросят её вывести. Когда же невесту подводят к гостям жениха, та целует им руки, и всё это под музыкальное сопровождение. Далее молодожёнов подводят к священнику. Тот читает молитву и надевает заранее подготовленные кольца», – отмечает Сергей Козлов.
Однако это всё ещё не свадьба, а только подготовка к ней.
День венчания
Приготовления могли продолжаться ещё несколько дней. Так в доме жениха готовят отдельную спальную комнату для будущих новобрачных, он покупает себе пару костюмов, а также за три дня до венчания жених должен подготовить для невесты венчальное платье, фату, туфли. У невесты в это время проходит девичник: собираются родственницы и подруги, в этот же день жених привозит ей свадебное платье и угощает девушек лёгким ужином. Накануне свадьбы рассылаются приглашения гостям.
В день свадьбы гости обычно собираются за два-три часа до назначенного времени. В старину число приглашённых гостей могло доходить до нескольких сотен – сейчас уже поменьше (да и семьи стали не такими многодетными), но всё равно на традиционную армянскую свадьбу собирается не менее 80–100 человек.
Жених в дом заходил последним, затем священник просил подвести невесту, и читал предвенчальную молитву или гесбеаг, а после надевал кольца молодожёнам. Перед поездкой в храм невеста прощалась с матерью, которая оставалась дома, а отец довозил её до церкви и высаживал там. Таким образом, девушка не только символически, но и буквально уходила из своей прежней семьи в семью будущего мужа. Священник встречал пару у паперти и вводил в церковь. После венчания все направлялись в дом жениха, так как свадьбу принято было праздновать именно там. Гостей встречали родители новобрачного: мать окуривала пару ладаном, затем выпускала двух голубей, толпу гостей и родственников посыпали зерном и мелкими монетами.
Современная свадьба
Конечно, в настоящее время от традиционных свадебных ритуалов сохранились лишь некоторые элементы.
Свадебный обряд приобрёл современную форму и значительно сократился. Если раньше жениха и невесту подбирали своим детям родственники и родители, то сейчас молодые люди сами выбирают себе партнёра, хотя мнение родителей всё же учитывается.
Также, во время сватовства в дом невесты теперь приглашается и мать юноши, да и о приходе сватов невеста и её родители знают заранее. Обряд обручения проходит без былой пышности, но в традиционных рамках. Упразднены обряды одевания невесты и жениха. Как правило, невеста уже одетая ждёт своего «вывода». Она выходит под музыку, все следуют в ЗАГС для регистрации брака. Впрочем, некоторые традиции возрождаются. Кстати, сейчас возродилась традиция венчания в церкви св. Карапета перед регистрацией, и это любопытно, так как Карапет считается покровителем всех армян, и такое внимание именно к этому святому свидетельствует о том, что донские армяне при всех своих особенностях всё-таки ощущают себя частью единого армянского этноса.
После регистрации и венчания гости и новобрачные едут на праздничное застолье, которое, вполне традиционно, проводится в доме жениха. Обязательно на свадьбе должен быть тамада, и, так как на торжестве, как правило, присутствуют люди разных национальностей, свадьбу он проводит на русском языке. Свадьба у донских армян длится два, а иногда и три дня.