Воспитывать трудом. В Ростове ученикам предложили плести сетки для СВО

Такие сетки сейчас в регионе плетут взрослые волонтеры. © / Юлия Панфиловская / АиФ

Донских школьников могут привлечь к изготовлению окопных свечей и маскировочных сеток. Причем без согласия родителей. С такой инициативой выступила депутат регионального Заксобрания Татьяна Иващенко, а спикер местного парламента Александр Ищенко поручил проработать этот вопрос.

   
   

Зачем это нужно и как восприняли эту идею родители, выяснил rostov.aif.ru.

Трудовое воспитание

Что такое предложение исходит именно от Татьяны Иващенко, неудивительно: она бывший педагог, общественный активист, сейчас она вместе с соратниками как раз и занимается изготовлением предметов, необходимых для бойцов. Но, как депутат рассказала rostov.aif.ru, во время заседания Заксобрания, где и прозвучал спич, вышедший в последние дни в заголовки новостей, высказаться ей до конца не дали. По словам дончанки, дело не только в помощи СВО.

«В такой сложный для страны момент важна, в первую очередь, консолидация общества, важно участие граждан всех возрастов, — считает она. – Я обратилась в несколько донских школ, директора были не против, но предупредили: чтобы решить этот вопрос, нужно получить согласие родителей. Я не понимаю: согласие на что? У нас вся страна вступила в СВО, а не отдельные мобилизованные и их семьи, которые плетут эти сетки и делают свечи. Как можно быть против помощи ребятам, которые защищают нас с вами? Разве во время Великой Отечественной войны, когда дети работали на станках во имя Победы, родителей спрашивали?»

Татьяна Иващенко считает, что сами учителя боятся выступать с подобной инициативой, потому что опасаются негативной реакции родителей: «За долгие годы педагоги привыкли, что школа оказывает образовательную услугу. Услуга подразумевает отношения клиент – исполнитель, а клиент, как известно, всегда прав. Сейчас это определение из закона убрали, но привычка осталась. На деле же школа – это общественный институт, который содержится государством. И государство дает школе социальный заказ на воспитание патриотизма. А как его воспитывать, если нет призыва к добровольчеству, если мы опираемся на мнение родителей, которые сами росли в безвременье, в 90-е годы? Родителей тоже нужно воспитывать. Сейчас патриотическое воспитание ограничивается не делами, а только разговорами».

Второй аспект предложения Иващенко: возвращение в школы физического труда, который в последние годы был полностью исключен из учебного процесса. По ее словам, во многих учебных заведениях на уроках технологии, заменивших «труды», дети ограничиваются составлением конспектов. Оборудованных аудиторий для изготовления элементарных деревянных скамеек в них нет.

Впрочем, плетение маскировочных сетей и создание окопных свечей депутат не предлагает включать в учебный процесс. Это может быть добровольческая внеурочная деятельность. По мнению Татьяны Иващенко, такие занятия для ребят совершенно безопасны. Так, от них требуется только создание заготовок для свечей: использоваться будет только жесть и гофрированная бумага. Никакие горючие вещества детям в руки не попадут.

«Я много общаюсь с военными, среди них бывшие участники «горячих точек». По их словам, нынешнее поколение бойцов сильно уступает предыдущим по физическим параметрам. Изнеженный семьей и обществом мальчик заканчивает школу, а ведь вполне возможно, что через 2-3 года ему придется выносить с поля боя раненого товарища», — говорит депутат.

   
   

К тому же общественно полезная занятость учит детей ценить чужой труд, уважать людей разных профессий, считает Иващенко.

Не надо крайностей

Родители, опрошенные rostov.aif.ru, отметили, что не настолько доверяют школе и хотят сами решать, чем будут заниматься их дети.

«Если нас спрашивать не будут, не закончится ли это условными работами на огороде завуча? Хотелось бы все же иметь право голоса в такой ситуации. Что касается поддержки ребятам, участвующим в СВО, то она есть – дети с радостью рисуют открытки, пишут письма, записывают видео для них. Неужели обязательно сажать их за плетение маскировочных сетей?», — волнуется Ирина П.

Заместитель председателя совета отцов Пролетарского района Ростова, журналист и преподаватель Владимир Добрицкий считает, что инициатива не плоха, но нуждается в тщательном взвешивании «за» и «против».

«Почему-то некоторым из нас кажется, что мы сейчас взмахнëм волшебной палочкой и вернёмся к ламповому ностальгическому прошлому. Раньше были тимуровцы, помогали пожилым и т.д. И все после уроков были заняты общественным трудом. Но надо понимать, что с тех пор нагрузка на школьника возросла. Сегодня у обычного девятиклассника около 17 –ти (!) учебных предметов. Плюс кто-то учится в музыкальной школе, занимается спортом, посещает другие развивающие занятия. Внеурочной деятельности у них сегодня немало.  Дети привлечены к школьному самоуправлению, волонтёрству, создаются новые общественные движения школьников», — говорит он.

При этом, конечно, физический труд для школьника важен, отмечает Добрицкий: «Дома детей сегодня трудно оторвать от компьютера и завлечь турником во дворе. Знаю об этом по своим детям. Как их массово повернуть лицом к физическим нагрузкам? Вопрос дискуссионный. Но, уверен, надо начинать с семьи. Роль родителей в развитии и воспитании ребенка первостепенна. Поэтому, мне кажется, что ту историю, которую предлагает депутат, можно реализовать только с участием и при согласии родителей. И давайте всё-таки воздержимся от каких бы то ни было крайностей. Впасть в крайность это всегда опасно. В любые времена. А помощь нашим бойцам оказывалась, оказывается и будет оказываться. В этом нет никаких сомнений».