Дома вместо взлётки. Чем застроят старый аэропорт в Ростове

Год назад в аэропорту временно разместили рынок, а скоро появится жильё. © / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

Ростовский аэропорт переехал в Аксайский район ещё в декабре 2017 года, хотя последние взлёты производились в 2018 году. Территорию должны были отдать под реновацию, и вот на днях появился проект решения о комплексном развитии, на основе которого будет разработан проект планировки.

   
   

Что появится на месте бывшей аэрогавани, узнал «АиФ-Ростов».

Стройка длиной в 20 лет

Надо заметить, что территория эта очень большая, 370 га раскинулись не только в Ростове, но и в Аксайском районе.

Застраивать их собираются вплоть до 2040 года под контролем Региональной корпорации развития, принадлежащей донскому правительству. Здесь должен будет появиться новый микрорайон с полноценной инфраструктурой.

Первый из четырёх этапов строительства завершится уже в 2028 году. Как планируется, в юго-западной части территории появится более 657 тысяч кв. метров жилья, 220 тысяч кв. метров офисных и коммерческих помещений, а также социальные объекты.

Второй этап собираются реализовать к 2032 году, в него включено ещё 538 тысяч кв. метров жилья и 220 тысяч кв. метров объектов коммерческой недвижимости. На третьем этапе до 2035 года будет построено 260 тысяч кв. метров жилых помещений и ещё 160 тысяч кв. метров офисов. Последний этап включает только коммерческую и социальную недвижимость.

В общей сложности предполагается построить 1,4 млн квадратных метров жилья и 700 тысяч кв. метров коммерческой недвижимости. Это меньше, чем предполагалось раньше: в 2019 году власти говорили, что на месте бывшего аэропорта появится 2,8 млн кв. метров жилья. Тогда же из бывшей взлётно-посадочной собирались сделать бульвар, а четверть территории отдать под зелёные насаждения.

Деревья снова под топор

Именно с деревьями вновь возникает вопрос: часть зелени, которая есть на месте бывшего аэропорта, ликвидируют.

   
   

«Деревьев в городе и так не хватает, а тут падёт ещё одна роща, – возмущается председатель ТОС «2-й авиагородок» Владимир Гиро. – Новые деревья посадят, но скорее всего, после завершения строительных работ.

А что на протяжении этого времени будет задерживать пыль от стройки? Все эти взвеси, подгоняемые восточными и юго-восточными ветрами, накроют наши уже существующие жилые микрорайоны, в том числе через воздушные коридоры от предлагаемых новых дорог. Почему нельзя оставить рощу хотя бы до 2040 года, а затем уже решать её судьбу?»

Владимир Гиро предлагает оставить соединение Можайской рощи с выходом на Пороховую балку Аксая, которая уже засажена новыми деревьями.

Как следует из опубликованного документа, основная дорога нового района пройдёт вдоль южной его части, затем вдоль улицы Берберовской и будет огибать район с востока с выходом на проспект Шолохова. Внутри района появится своя магистраль. Ещё один транспортный коридор будет построен от кольца на Новочеркасском въезде в Ростов.

Власти обещают, что на месте аэропорта появится 10 детских садов по 250 мест каждый и пять общеобразовательных школ на 1500 мест каждая, а также четыре поликлиники - две взрослых, одна детская и одна стоматологическая. Территорию в восемь гектаров займёт так называемый правительственный квартал, куда переедет часть министерств, которые сейчас разбросаны по разным районам Ростова. Здесь же появится здание госархива и библиотека для слепых.

Нашли место на территории для двух храмов, выставочного зала профессионального сообщества художников, концертного зала филармонии и нового здания театра кукол.

Комментарий

 

Архитектор, директор ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр» (ЮРГЦ) Сергей Трухачёв:

– К сожалению, не было услышано мнение общественников, которые просили сохранить зелёные насаждения вокруг «Аэронавигации Юга» – через единственный нормальный массив зелени в этом районе хотят проложить дорогу. Получается, вновь будем рубить деревья в одном месте и героически высаживать в другом. Странно и решение застроить ту часть взлётной полосы, на которую упал «Боинг» в 2016 году, непонятно, как люди должны жить на месте трагедии.

В 2021 году ЮРГЦ представил свой проект развития этой территории с  большим включением объектов социальной инфраструктуры агломерационного и регионального уровня и общественно-делового назначения. Также предлагалось развивать производственную зону инновационного типа с предприятиями низкого класса вредности, что позволило бы городу зарабатывать за счёт налогов, пользуясь тем, что освобождается такая территория, а не строить на ней очередной спальный район, требующий только расходов для городского бюджета.

Решать вопросы городского развития надо вместе с городским сообществом, здесь же получается, что власть с бизнесом просто ставит нас перед фактом.