Поддержит ли нашу донскую экономику документ «Меры поддержки бизнеса в условиях санкций», который, как я знаю, должны были принять?
Ю. Жаров, Ростов.
Отвечает кандидат экономических наук, донской предприниматель Татьяна Крашенникова:
– Принятые региональным правительством меры поддержки бизнеса недостаточны, поскольку интересы малого и среднего бизнеса не учтены. Не было проведено мониторинга, чтобы понять риски и проблемы, с которыми столкнутся малые и средние предприятия.
На данный момент программа импортозамещения, запущенная с 2014 года, сработала не так, как хотелось бы. Под этой эгидой в регион зашло много предприятий с иностранным капиталом. У них было больше шансов получить землю, на которой они размещали своё производство, поскольку их инвестиции в экономику были намного существенней, чем могли предложить местные бизнесмены. На данный момент в списке мер по поддержке донской экономики мы не увидели эффективных решений для сельхозпроизводителей, строителей, производственников. Да, пока ещё есть возможность поднять производственную сферу Ростовской области. Вектор развития экономики должен быть направлен на поддержку предприятий, отвечающих за продовольственную безопасность. Мало поддержать гостиницы, туристическую отрасль и финансовые организации. Чем экономике страны поможет освобождение от НДС туриндустрии? Если от НДС освободят гостиничный бизнес, это не может привести к снижению стоимости услуг в данной сфере относительно других отраслей.
Кроме того, значительно ограничивает развитие бизнеса и снижает его конкурентоспособность рост тарифов. Ведь за последние семь лет (с 2015 по 2022 год), тарифы на электроэнергию для предприятий и организаций выросли на 40-50 %. При этом согласно исследованиям, проведенным Центром ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН, а также Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН и Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования НИУ ВШЭ, рост цены на электроэнергию на 1%, снижает рост валового внутреннего продукта в стране на 0,11-0,12%.