Сельскохозяйственный производственный кооператив-племзавод «Меркуловский» Шолоховского района работает на Дону более 60 лет.
Хозяйство занимается мясным скотоводством. Производит стратегический для страны продукт питания – мясо. Сегодня, во времена ограничения импорта, это особенно важно.
Сильнее пули и нефти
«Продукты питания – это ответственность и оружие. Ответственность потому, что одно из важнейших прав человека – право на пищу и её потребление в достатке. С другой стороны, это оружие, поскольку в политике и экономике продукты питания играют огромную роль и обладают большей силой, нежели пули или нефть», – так говорила известный учёный-философ Маргарет Э. Энсмингер.
Накормить страну мясом – такую задачу вот уже много лет ставит и выполняет председатель СПК «Меркуловский» Николай Локтионов. Николай Кириллович – патриот, старается первым делом удовлетворить спрос на мясо внутри Ростовской области. Хочет, чтобы донской потребитель питался качественно и вкусно.
Вот уже много лет его племзавод славится на всю страну герефордской мясной породой. Локтионов более 30 лет назад из Канады завёз первую партию герефордов на донскую землю. И сегодня они чувствуют себя здесь даже лучше, чем на исторической родине. По продуктивности с этой породой никто не сравнится. Герефорды – животные крупные и выносливые. Вырастают весом под тонну! При правильном кормлении бычки могут давать от 800 до 1500 граммов привеса в день, тёлочки – до 1200 г.
«Преимущества этого вида огромные. Во-первых, они всеядные. Для нашего засушливого района, где трава буквально выгорает за несколько недель, такая неприхотливость коров к пище огромное подспорье. Во-вторых, герефорды очень спокойные, не проявляют агрессии к людям, с ними легко управляться», – рассказывает главный зоотехник-селекционер СПК-племзавода «Меркуловский» Татьяна Горюнова.
Мечта гурмана
Мраморное мясо герефордов – настоящий деликатес и мечта любого гурмана: стейки очень нежные и без жира. В XVIII веке фермер из английского графства Герефорд вывел эту необычную породу коров: молока они совсем не дают, а вот мясо прославилось на весь мир.
Общая численность племенных животных в хозяйстве Локтионова – 1500 голов. С ранней весны до поздней осени скот на естественном нагуле, ведь зелёная травка – лучший корм. На зиму всем необходимым в хозяйстве запасаются сами. Недостатка нет ни в сене, ни в силосе, ни в комбикорме. Закупку импортного племенного молодняка не ведут – производят его тоже сами. В этом году телят получили больше, чем в прошлом на 123 головы.
«Наши племенные животные как мясного, так и молочного направления конкурентоспособны. Ведь в подавляющем большинстве они имеют корни из-за рубежа, – говорит председатель. – Генетический материал отечественных животных не уступает импортному, так как постоянно обновляется из разных регионов. Кроме того, животные адаптированы под наш природный климат и местность».
Болит душа крестьянина
Но не всё так легко и радужно. В животноводческой отрасли вот уже много лет нет рентабельности, уж очень велики производственно-хозяйственные издержки. Поэтому неудивительно, что почти все животноводческие хозяйства в округе перестали существовать. Основная статья расходов – качественные корма. К тому же, племенной скот содержать дороже обычного. Также очень важно оберегать животных от болезней.
«С каждым годом сельский труд обесценивается, – с горечью говорит Николай Кириллович. – В 1991 году паритет цен был таким: за 1 кг пшеницы давали столько же, сколько за 1 л дизтоплива. Сегодня у меня зерно забирают по 10 рублей, а ГСМ я покупаю по 50 рублей. В пять раз горючее дороже пшеницы!»
Пять килограммов зерна должен отдать крестьянин, чтобы купить литр дизтоплива. Растут цены и на запасные части к сельхозтехнике. Если поломался трактор или комбайн, то платить за ремонт приходится уже десятки и даже сотни тысяч рублей. При таком разбросе цен остаётся лишь выживать.
Ещё одна проблема на селе – это кадры. К сожалению, за последние несколько лет ни один молодой специалист на работу в племзавод не пришёл. Крупные агрохолдинги – главные конкуренты крестьянских хозяйств. Кадровая проблема, возможно, их не волнует. У настоящего же сельчанина душа болит и за скот, и за урожай, и за людей.
В СПК-племзаводе «Меркуловский» работают 65 человек, в том числе в животноводстве, есть два бригадира, в каждой бригаде около 15 человек. Есть свои скотники, они работают посменно. Есть и свои пастухи, обычно они на лошадях, с ними пара специально обученных собак, которые помогают следить за стадом. Хороший пастух на вес золота.
В хутор Меркуловский за племенными бычками и тёлочками покупатели едут со всей России. Специалисты хозяйства следят за тем, чтобы покупатели герефордов не пускали их под нож, а приобретали для воспроизводства. Хозяйство Локтионова держится благодаря профессионализму работников и железной воле председателя. Но животноводческой отрасли сегодня очень нужна поддержка на уровне государства.
Дьявол – в деталях
Корма для скота в хозяйстве тоже выращивают сами. Сегодня на полях вовсю идёт уборка. План озимых – 2100 га. На 20 июля намолочено озимых 47 755 ц (пшеница, тритикале). Обмолочено 1580 га – это 75% от плана. Средняя урожайность – 30,2 ц/га. Лучшие показатели у сортов тарасовская‑70 – 47,64 ц/га и борвий – 46,5 ц/га.
Далее предстоит убрать яровые колосовые: ячмень – 690 га, тритикале (зерновая культура, является пшенично-ржаным гибридом) – 187 га, пшеница – 65 га. Всего – 942 га. А также другие поздние культуры: просо, гречиху, кукурузу на зерно, зерновые, подсолнечник. Просо в этом году особенно радует – давно такого урожая не было. Ячменя тоже в 2022-м ожидается больше прошлогоднего.
Подсолнечник в хозяйстве качественный – это не иностранный гибрид, за который нужно отвалить баснословную цену, а выращенный на наших участках гибридизации совместно с институтом масличных культур.
Вырастить хороший урожай – задача не из простых. Север Ростовской области и особенно территория, на которой расположен хутор Меркуловский, подвержен экстремальным погодным условиям. Здесь холодная зима: всегда примерно на 10 градусов ниже, чем в соседних районах. Николай Кириллович в сельском хозяйстве почти 60 лет и признаётся, что погодные сюрпризы бывают каждый год. Осадки могут идти неделю, а потом вдруг наступит долгая засуха.
«Да, нас во многом поддерживают. Но есть и нюансы, которые почему-то не учитываются. Чтобы содержать и кормить поголовье, нужен титанический труд», – говорит председатель.
В нюансы эти, действительно, мало кто вникает. А они обходятся очень дорого, как говорится, дьявол кроется в деталях. Взять хотя бы поле, где собирают солому для нужд животноводства. Обычно растениеводы просто убирают хлеб, а оставшуюся солому мульчируют и оставляют удобрять почву. Животноводы вынуждены собирать всю солому, впоследствии её используют как подстилку и корм. При этом почва, оставаясь без естественных удобрений, теряет плодородие.
Чтобы этого избежать, приходится покупать дорогостоящие удобрения, а это большие траты. В уборке соломы, скирдовании и вывозе задействованы люди и техника – тракторы с подборщиками, стоговозы, стогомёты. Солярка дорожает, и это вновь огромная статья расходов. Но и без заготовки соломы никак не обойтись. Тому же племзаводу «Меркуловский» необходимо 1500 тонн соломы только на корм. Ещё тысячу тонн – на обустройство подстилок на базы для животных в холодное время года. Помимо этого, нужно около одной тысячи тонн сена, силоса 2500 тонн– на корм скоту.
Жить не одним днём
Николай Локтионов – член правления Российского Союза животноводов, ежегодно ездит на встречи и подведение итогов сельхозгода в Москву. Общаясь с другими сельчанами страны, видит, что на земле люди хотят жить не одним днём. Поэтому с надеждой ждут перемен к лучшему в будущем, делятся опытом.
«Обратить внимание на величину государственной поддержки. Рентабельность минусовая, себестоимость зашкаливает. Пять миллионов рублей 15 лет назад и сейчас – несопоставимые суммы. Оформление племенной да и любой продажи животных – большая проблема. Особенно в вопросах ветеринарии», – говорит Локтионов.
А ещё очень важно, чтобы поголовье скота в племзаводе не уменьшалось, иначе дотации и субсидии будут не положены. Хотя проблема с их получением есть и сейчас: слишком много бюрократических барьеров, справок и документов. Мечтают животноводы и о более тесном сотрудничестве с системой оповещения (купи-продай). И чтобы работа племенных отделов минсельхозпродов области была более заметна – такой опыт был наработан ещё в СССР. И чтобы субсидию давали на маточную голову, как это было раньше.
«Но мы привыкли преодолевать трудности. Придётся начать экономить, потуже затянуть пояса. На сегодня главное для нас – сохранить поголовье животных, обеспечить рабочими местами и заработной платой коллектив, а жителей Дона – мясом», – считает Николай Кириллович.