Игра со смертью. Как уберечь подростков от суицида

В 2015 году 460 детишек в нашей стране окончили жизнь самоубийством. В 2016-м эта цифра выросла почти вдвое и составила уже 720 подростков. © / everystockphoto.com

10 февраля в промышленной зоне ростовского левобережья было найдено тело шестнадцатилетнего подростка.

   
   

Загадочная смерть школьника сразу же обросла невероятными слухами. А друзья покойного рассказали правоохранителям, что Иван увлекался игрой в интернете, призывающей подростков к суициду.

Под присмотром касатки

Перед смертью парень разо­слал друзьям прощальное послание в виде sms, где рассказал, что ему явно кто-то угрожает: «Возможно, всё будет хорошо, и мы разойдёмся мирно, но нет... Возможно, меня просто посадят в багажник. Вряд ли я вообще останусь в живых...»

Следственный комитет по Ростовской области возбудил уголовное дело по ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Объявлено об обнаружении предсмертной записки, изъятии персонального компьютера погибшего и о назначении разного рода экспертиз.

Между тем трагическая смерть подростка заставила всерьёз заговорить о группах смерти в интернете. Так, в конце февраля в СМИ просочилась информация о кураторе суицидальной интернет-игры «Кит» - о девушке под псевдонимом Касатка. Учащаяся медицинского колледжа в Новочеркасске не только сама участвовала в игре, но и курировала 40 человек, раздавая игрокам задания.

Инфографика: АиФ/ Наталья Лысенко

Касатка пояснила правоохранителям, что увлеклась сетевой игрой от скуки. Жертву сплина проверили на причастность к гибели ростовского школьника Ивана - прямой связи не обнаружили. Касатку направили на беседу с психологом.

Ещё одну сетевую группу потенциальных жертв обнаружил руководитель театральной студии донского посёлка Красный Сад Александр Зубов. Мужчина заметил странности в поведении местных подростков и своевременно забил тревогу. В итоге суициды в посёлке удалось предотвратить. Но в группе риска по-прежнему остаётся практически любой российский школьник.

   
   

Так, неделю назад одинна­дцатилетней дочери моей приятельницы на мобильный телефон пришла инструкция о том, «как стать феей огня в домашних условиях» с подробным описанием суицида.

Спасение утопающих

Сухой язык цифр заставляет вздрогнуть. Так, по данным уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ, в 2015 году 460 детишек в нашей стране окончили жизнь самоубийством. В 2016-м эта цифра выросла почти вдвое и составила уже 720 подростков.

Сколько из них оказались жертвами сетевых групп смерти, официально не установлено. Но тот факт, что множество аналогичных смертей подростков происходило в разных городах в один и тот же день и даже час, дети состояли в одних и тех же группах в соцсетях, заставляет о многом задуматься.

Безнаказанность преступления плодит новых монстров. Ни один организатор или куратор смертельных групп в сети и по сей день не привлечён к уголовной ответственности. Государство с успехом ловит изощрённых хакеров, борется с киберпреступностью в международных масштабах. Но защитить наших детей почему-то не может.

В этом контексте комментарий представителя донского Роскомнадзора Ирины Кирмасовой звучит, мягко говоря, обескураживающе:

«На официальном сайте нашего ведомства в электронном виде размещена форма для приёма обращений о наличии в сети интернет запрещённой информации. Обращение может заполнить любой желающий. Если информация будет признана запрещённой, то доступ к ней будет ограничен. Решение принимает соответствующий орган. Например, по самоубийствам – Роспотребнадзор».

Иными словами, искать интернет-убийц подростков должны родители.

Кстати, во многих российских городах, поняв, что помощи от государства ждать не приходится, мамы и папы уже погибших детей объединяются в инициативные группы - собирают факты, обмениваются информацией, ищут подонков, заставивших их детей распрощаться с жизнью.

Родители даже вышли на отлаженную систему вербовки потенциальных жертв и собранную информацию передали в правоохранительные органы. Но ловцы детских душ и по сей день на свободе. Безнаказанно гуляя по просторам сети, они и сегодня ищут новых жертв, методично сообщая подросткам, кто будет следующим в смертельном списке и каким именно способом следует свести счёты с жизнью.

Мнение юриста

Говорит адвокат филиала «Центр» РО­КА имени Д.П. Баранова Александр Абрамович:

«Статья 110 УК РФ гласит: «...доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего...»

Но когда кто-то посредством интернета склоняет ребёнка к уходу из жизни, почти никогда нет жестокого обращения, унижения и даже угроз. Ловцы дет­ских душ культивируют у жертвы чувства жизненного тупика и ложной ущербности, кодируя при этом на суицид.

Согласно действующему УК РФ в этом нет состава преступления. А потому уголовные дела о самоубийствах детей, погибших в результате психологического воздействия на их сознание, должны быть переквалифицированы по статье 105 УК РФ «Убийство». Законодательство позволяет сделать это уже сейчас.