«Дело замяли». Почему произошла катастрофа Ил-18 под Миллерово

Ил-18Б компании Аэрофлот. Такой самолёт разбился в Ростовской области в 1961 году. © / Игорь Двореков / Commons.wikimedia.org

Ещё до крушения

Воскресным днём 17 декабря 1961 года в аэропорту Внуково 50 человек благополучно прошли регистрацию на рейс № 245. В 14 часов 34 минуты их самолёт Ил-18 взлетел в московское небо, после набора высоты занял эшелон 8000 метров и взял курс на Сочи.

   
   

О том, кто конкретно летел этим рейсом, официальной информации нет. Но, можно предположить, что среди пассажиров были желающие отдохнуть и получить санаторное лечение в городе-курорте, а также возвращающиеся домой, на юг, из деловой поездки в столицу.

Бортом управлял экипаж из пяти человек, в салоне работали четыре стюардессы.

Самолёт был в общем-то новеньким, выпущенным в октябре 1958 года, имел 2722 часов налёта. Поэтому ничто не предвещало беды.

В 15:47 летящий над облаками по воздушному коридору Воронеж – Ростов-на-Дону с путевой скоростью 630 км/ч Ил-18 вошёл в зону диспетчерского пункта (ГДРП) Ростова, о чём и доложил экипаж. В ответ диспетчер сообщил, что самолёт находится в 240 километрах относительно Ростовского аэропорта. На борту подтвердили получение информации.

В 15:59 диспетчер ГДРП сообщил, что самолёт прошёл траверз (направление, перпендикулярное курсу судна – прим ред.) Луганска. Однако ответа не последовало, а отметка рейса быстро пропала с экрана радиолокатора. Только значительно позже выясниться, что произошло непоправимое.

Что случилось?

Как сообщает Airdisaster.ru, после поисков самолет обнаружили в 10 километрах восточнее хутора Чеботовка Ростовской области, в 45 километрах юго-западнее города Миллерово, на заснеженном поле. Он был полностью разрушенным и сгоревшим.

   
   

Согласно выводам комиссии, столкновение с землей произошло в 16 часов на очень большой скорости под углом 107 градусов к горизонту с небольшим креном на левое крыло. Удар был таким мощным, что силовые установки вошли в землю на глубину 3,5-5 метров.

На месте падения были обнаружены все основные части самолёта, но обломки оказались разбросаны в основном на 300-350 м, а также их находили на удалении одного километра.

Выяснилось, что разрушение и обрыв правого крыла и закрылков произошло ещё до удара об землю во время падения самолета. При этом закрылки были выпущены под углом 40 градусов.

Ошибка: экипаж или конструкторы?

Таким образом, «вырисовалась» картина произошедшего. Ил-18 летел в горизонтальном полёте, когда неожиданно закрылки выпустились в посадочное положение (40°). Самолёт потерял управляемость и начал быстро входить в пикирование.

Экипаж пытался вывести самолёт из падения, но сделать это можно было только убрав закрылки, но созданная быстрым пикированием отрицательная перегрузка не позволяла этого сделать. Из-за высокого аэродинамического сопротивления оторвало правую часть крыла и закрылки. Поэтому катастрофы избежать не удалось. Все 59 человек, находившиеся на борту, погибли.

По характеру авиакатастрофа отнесена к связанным с потерей управления в полёте. Но почему так случилось – точно неясно до сих пор: официальная версия так и не была озвучена.

По предположительной версии, наиболее вероятна ошибка экипажа, к которой привела конструктивная особенность самолёта.

Закрылки выпустились сами, вероятно из-за случайного перемещения рычага управления: его непреднамеренно задел кто-то из членов экипажа. Это возможно из-за конструктивного недостатка самолётов Ил-18, на которых отсутствовала надёжная защита от такого перемещения, в отличие от самолётов Ил-14 и Ил-28.

Также перемещение рычага стало возможным, если он находился в среднем положении, которое соответствовало фиксации закрылков при взлёте или посадке. При убранных закрылках запрещалось устанавливать этот рычаг в среднее положение.

Сбила ракета?

Но существует и альтернативная версия, согласно которой самолёт был на самом деле сбит ракетой класса «земля-воздух».

Согласно данным публикации «Ракеты атакуют гражданские самолёты» («Новый Петербург, 2013 г., № 50), обломки самолёта находили на протяжении 12-ти километров. «Такой разброс свидетельствует в пользу неофициальной и, видимо, наиболее вероятной версии, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр. Дело замяли».