Эколог: Ростовчанам придётся пить то, что они прежде сбросили

   
   

Какую воду мы пьём? Останутся ли вскоре источники, из которых можно будет пить безбоязненно, или придётся переходить на минералку в бутылках?

На эти и другие вопросы отвечает эколог Валерий ПРИВАЛЕНКО.

- Валерий Владимирович, получается, что чистой воды, пригодной для питья, у нас в области уже почти не осталось?

- Для непосвящённого человека то, о чём говорит Роспотребнадзор, выглядит довольно пугающе. Хотя специалисты знают об этом уже давно. Например, что касается состояния воды в восточных районах области, то от этого, увы, никуда не деться. Рек с пресной водой там нет, а подземные источники, откуда и берётся вода для питья, отличаются повышенным содержанием соли. Концентрация её доходит до трёх граммов на литр. Это очень плохо для костей. Но, повторюсь, деваться некуда. Единственный выход - тянуть водовод.

А вот что касается качества воды в реках, и прежде всего в Дону, который является главным источником питьевой воды для 4 милллионов жителей области, то здесь действительно есть повод для беспокойства.

Хлориды, сульфаты, фенолы…

   
   

- О том, что Дон превращается в помойку, говорят уже не первое десятилетие. Так ли уж стоит переживать? Может, на наш век ещё хватит воды?

- На наш, может быть, и хватит. А что дальше? Мы проводили исследования - уже сегодня вода в Дону крайне загрязнена хлоридами, сульфатами, солями натрия, фенолами, нефтепродуктами. В донных отложениях ниже впадения основных притоков сформировались обширные аномалии тяжёлых металлов. Надо ли говорить, какой вред человеческому организму наносит вся эта гадость? И с каждым годом её становится больше. А способствует этому растущее количество проходящих по реке кораблей. Деньги важнее природы! Помню, как мы лет пять-шесть назад уговаривали чиновников оставить в покое донскую пойму. Ведь её подземные воды связаны с Доном и всё, что сбрасывается, на поверхность, в конце концов попадает в реку. Просили сохранить нетронутым участок лугов у Западного моста, которые заливались во время низовки, и таким образом происходила очистка подземных вод. Нет - всё же построили там терминал по перевалке нефтепродуктов. А больше кораблей - хуже реке. За тяжёлыми танкерами образуются волны, они разбивают берега, происходит заиливание.

- Через сколько же лет Дон рискует превратиться в болото?

- Конечно, за год или пять это произойдёт вряд ли. А вот состояние малых рек на самом деле вызывает опасение. Сообщение Роспотребнадзора о 100-процентных отрицательных пробах в поверхностных источниках как раз относится к ним. Из-за большого количества плотин, часть из которых давно уже стали бесхозными, малые реки и доходят до такого состояния, что пить из них уже в принципе невозможно. Кстати, это как повод задуматься о том, к чему вообще может привести бесхозяйственность и наплевательское отношение к экологии. Ведь, кроме Дона, у нас нет резервного источника питьевой воды. А что, если завтра где-нибудь под Цимлянском потерпит крушение гружённый нефтепродуктами танкер? Откуда мы тогда будем брать воду для питья?

- Так что же делать? Ведь создать новую реку нельзя.

- Хорошим решением было бы строительство запасного водозабора. Причём у нас есть уникальная возможность обеспечить ростовчан и жителей прилегающих городов хорошей, чистой водой. В Аксайском районе близ Старочеркасской есть месторождения подземных вод, очень двже пригодных для питья. Их даже очищать не надо - пробури, оборудуй водозаборные скважины и тяни водовод к Ростову. Хотя всё-таки лучше сказать, что такая возможность у нас была 10 лет назад. Сейчас на этом месте построили элитный посёлок.

Что сбросили, то выпили

- А как же проект «Чистый Дон», в рамках которого в Дугино строится новейший водозаборный комплекс? На его строительство выделяются миллиарды рублей, чтобы у ростовчан из кранов шла чистая вода.

- Вот именно, что он располагается в Дугино. А во что превратили пойму Дона, я уже говорил. К тому же есть ещё один момент: водозабор строится ниже по реке, чем очистные сооружения. То есть ростовчанам придётся пить то, что они прежде, так сказать, сбросили. Надо сказать, не самое удачное решение.

- Так ведь и воду обещают обеззараживать по новой технологии. Не хлоркой, а с помощью ультрафиолета, как в Европе. Разве не поможет?

- Ультрафиолет - хорошее решение. И с тем, что вода окажется гарантированно чистой, не стану спорить. Только где? На выходе с водозабора. А дальше она пойдёт по старым трубам, в которых чего только нет, и все преимущества новейшей технологии сойдут на нет. По-хорошему установки по обеззараживанию воды следовало бы ставить на входе в каждый многоэтажный дом. Вот тогда действительно был бы толк.

Нечистый Дон

Виталий СЕМЕНЧЕНКО, ростовский межрайонный природоохранный прокурор:

- В 2012 году нами было выявлено 263 факта нарушения законодательства об охране водных объектов. По результатам проверок возбуждено 19 административных дел, подано двенадцать исков в суды. Особую озабоченность вызывает состояние реки Дон. Последние годы она всё больше используется в качестве транспортной артерии. В результате, по данным бассейнового управления, на отдельных участках состояние реки оценивается как загрязнённое, сильно загрязнённое и грязное.

Серьёзное беспокойство вызывает и качество очистки сбрасываемых в водоёмы сточных вод. Прокуратура проводит проверки, выносит постановления об устранении нарушений, но порой эти вопросы не удаётся решить даже в судебном порядке. Так, мы обращались в суд с требованием обязать Администрацию города Волгодонска оборудовать пять выпусков ливневой канализации, которые ведут сброс в Цимлянское водохранилище, очистными сооружениями. Ведь всё очевидно - стоки должны очищаться. Но суд вынес решение об отказе.

Расчистка рек будет продолжена

- В прошлом году в соответствии с областной долгосрочной целевой программой «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 - 2015 годы» расчищено 8,7 км русел рек, - сообщили в Областном комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов. - Также была разработана и уже начала действовать новая областная долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 - 2020 годах». В 2013 году на её реализацию предусмотрено 286,4 млн рублей.

В рамках программы в этом году планируется расчистка участков русел рек: Кадамовка (в границах города Шахты); Тузлов (в ст. Грушевская Аксайского района); Чир (в ст. Каргинской Боковского района) и устьевого участка реки Вербовая (в ст. Боковской).

Также будет проведена расчистка водохранилища на балке Кобяковской по ул. Можайской в г. Ростове-на-Дону и разработана проектно-сметная документация на расчистку участков реки Тузлов и устьевого участка реки Крепкая, балки Атюхта в г. Шахты, продолжено установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос.

Продолжатся работы по берегоукреплению р. Дон в Семикаракорске, будет реконструирована берегозащита в районе западного подъезда к х.Чумбур-Коса Азовского района.

На грани экологического бедствия находится река Глубокая, являющаяся притоком Северского Донца. Последние исследования показали: жизни в ней больше нет.

О том, что с рекой происходит что-то не то, миллеровчане заметили, когда вода в ней вдруг начала окрашиваться в бурый цвет. Берега усеялись сдохшей рыбой...

Причину установили быстро: в городе заработало несколько новых предприятий. Обслуживать их взялся местный Водоканал. Устаревшее оборудование ещё позволяло ему с горем пополам обрабатывать имеющиеся стоки. Увеличение же объёмов оказалось фатальным - тысячи кубометров грязной жижи стали поступать в реку вообще без какой-либо очистки.

В результате сегодня, по мнению специалистов, Глубокую можно считать практически погибшей.

- В начале года проводились рейдовые исследования состояния реки, - пояснили в природоохранной прокуратуре. - По результатам биотестирования взятые пробы воды оказались токсичными практически на всём протяжении Глубокой - от Водоканала до последнего контрольного створа в хуторе Старая Станица, за исключением створов в

х. Дячкино и пос. Глубокий. Прежде токсичность распространялась только до створа в х. Банниково-Александровский. Также значительно снизилось содержание кислорода в воде. А нет кислорода - нет и жизни.

Как пояснили в областном Комитете охраны природы, сейчас разрабатывается программа проведения капремонта очистных сооружений. Завершить его планируется к ноябрю 2014 года, после чего начнётся расчистка русла реки. Однако, по-видимому, будет уже слишком поздно.

Ростовским чиновникам дали срок

Прокуратура проверила работу ливнёвки в донской столице.

- В результате было установлено, что на территории города имеется 87 бесхозных объектов системы ливневой канализации, - сообщили в областной прокуратуре. - Проведённый же химический анализ воды в реках Дон, Мёртвый Донец и Темерник, куда посредством ливнёвки без очистки и обеззараживания как раз и сбрасываются поверхностно-ливневые воды, показал превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является фактором риска распространения возбудителей инфекции.

По факту выявленных нарушений прокуратура направила представление мэру Ростова. Однако городские власти отнеслись к нему без особого внимания. Прочитали на заседании коллегии, покивали головами, выдали пару малозначительных распоряжений, на том и успокоились. В итоге прокуратура подала на мэрию в суд. Рассмотрев иск, тот принял решение, обязывающее администрацию донской столицы привести отведение сточных вод в соответствие с требованиями законодательства и обеспечить их очистку. Сделать это городские власти должны будут до 1 апреля следующего года. Если и после указанного судом срока в ливневую канализацию по-прежнему будут сбрасываться неочищенные стоки, чиновников могут подвергнуть штрафу.

Мёртвая вода

Более миллиона жителей Ростовской области употребляют питьевую воду, не отвечающую гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ. Несоответствие нормативам отмечено в 52,8% проб.

350 тысяч человек употребляют воду, не отвечающую санитарным правилам и нормам по содержанию условно-патогенных и патогенных бактерий.

Главными загрязнителями питьевой воды на территории области являются общая жёсткость, сульфаты, хлориды железа, марганец, натрий, нитраты. Комбинированное воздействие этих химических веществ увеличивает риск поражения иммунной системы, рост патологии органов пищеварения. Вода повышенной минерализации способствует развитию мочекаменных и гипертонических заболеваний.

В 2012 году на 29 территориях области питьевая вода не соответствовала гигиеническим нормативам по жёсткости. Тревожная ситуация складывается в Таганроге, Донецке, Новошахтинске, Сальске, Миллерово, Каменске, Красном Сулине, а также в Азовском, Аксайском, Багаевском, Белокалитвинском и ещё в 18 районах области.

Качество подземных вод, используемых жителями Дона для нецентрализованного водоснабжения, в 71,9% случаев не отвечает гигиеническим нормативам по химическим показателям, в 19,5% случаев - по микробиологическим показателям.

К неблагополучным территориям по уровню загрязнения питьевой воды по микробиологическим показателям относятся Аксайский, Кагальницкий, Семикаракорский, Багаевский, Усть-Донецкий, Белокалитвинский, Миллеровский, Неклиновский, Чертковский, Сальский, Песчанокопский, Целинский, Пролетарский, Морозовский, Мартыновский, Константиновский районы.

Смотрите также: