Александр Расторгуев: чтобы снимать кино, достаточно содержимого рюкзачка

   
   

 - Одна из бед российского общества – привычка надеяться на доброго дядю, который наладит жизнь, кого-то одарит благами, другого накажет. То есть нет внутренней ответственности за свою судьбу, - говорит ростовчанин, режиссёр документального кино Александр РАСТОРГУЕВ.

На недавнем 7-м Международном фестивале авторского кино «Tomorrow/Завтра», который прошёл в московском Центральном доме художника, в рамках «спецпоказа» продемонстрировали ленту «Реальность. Начало». Авторы её – Расторгуев, документалист Павел Костомаров и известный тележурналист Алексей Пивоваров.

«Реальность. Начало» авторы сделали на основе того же метода, который Костомаров и Расторгуев придумали и использовали при съёмках в Ростове двух предшествующих лент – «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю». Львиную долю обоих фильмов составляли ролики, которые несколько рядовых ростовчан снимали о своей жизни.

- Это были такие герои, подаренные жизнью, - поясняет Расторгуев.

В ленте «Реальность. Начало» свою жизнь на камеру снимают трое жителей Москвы.

- Александр, во-первых вас можно поздравить с премьерой.

   
   

- Ну, знаете, мы далеки от самолюбования. Сделанное пока лишь первый этап. Более того, пока мы показали ещё не весь фильм (технически его и не существует целиком), а некую промо-версию, выжимку продолжительностью 30 минут. Мы надеялись прежде всего на внимание продюсеров, благодаря чему фильм сможет попасть на кино или ТВ-экраны. И такой обвальный, мощный интерес мы получили. В частности фильм уже отобрали на фестиваль в шведском Гётеборге - это один из крупнейших международных фестивалей артхаусного кино. Продюсеры других фестивалей взяли его в просмотровки. Сейчас мы ведём переговоры и с телеканалом СТС, изучаем возможность сделать это киноповествование сериалом.

Но повторюсь: пока позади лишь этап работы.

Враг – цензура?

 - Вот вы упомянули о том, что делаете народное кино ещё и потому, что оно дешевле…

- Разумеется, так как не нужно нанимать большую киногруппу, то производство получается более дешёвым. Но причина и в другом – в той цензурированности культурной жизни, которая есть. Основные гранты для производства документального кино сегодня выделяет государство. А государство сейчас озабочено патриотическим воспитанием. Соответственно любая критика современных реалий на госденьги затруднительна, если не сказать невозможна. И наоборот - финансирование выделяется лояльным.

Потому одним из выходов нам и кажется коллективное, народное кино, где человек может рассказать о себе, о своей реальной жизни, какой бы она ни была, даже если она сильно отличается от той патриотической картинки и потёмкинского фасада, которые пытается выстроить государство.

- «Реальность. Начало» тоже лишь выжимка из большого проекта «Реальность», старт которому вы, Костомаров и Пивоваров, дали в начале года. Призывали и призываете всех желающих снимать себя, свою жизнь на камеру. Не кажется ли вам, что такое кино тоже не может быть эталоном достоверности? Ведь «на камеру» человек постарается себя приукрасить, смотря что он под этим понимает. Один будет нарочито материться, другая оденется тщательнее, чем делает это в жизни.

- Я не соглашусь. Во-первых, в эту «игру» мы играем не со всеми. С начала года на кастинг пришли около 2000 человек, из которых мы отобрали не более 300. Кому-то мы выдали камеру. Кто-то использовал свою. Некоторые снимали на телефон, ведь сейчас это возможно. Конечно, прежде всего выбираем тех, кто способен быть честным. Хотя даже если человек работает напоказ, я не думаю, что у него есть шансы обмануть зрителя.

«Актриса» из Администрации Президента

- В фильм «Реальность. Начало» вы отобрали истории трёх героев – школьницы, по ходу съёмок ставшей абитуриенткой, гастарбайтера из Узбекистана и приехавшего в столицу из глубинки инженера-изобретателя. А что за люди остальные участники проекта?

- Слушайте, ну конечно, в 2000 человек не может быть полноценного слепка общества! Отчасти с этой целью некоторых своих знакомых мы персонально приглашали поучаствовать. Конечно, прежде всего искали тех, кто не будет «играть на камеру». В итоге у нас есть и барышня из Администрации Президента, есть выдающиеся музыканты. Есть беременные одинокие женщины… Есть успешная бизнесвумен, которая покупает себе мужей. Есть школьник 4-го класса.

Знаете, поначалу у нас было опасение, что, снимая самостоятельно, не покажешь  свой внутренний мир, паузу, молчание, свои внутренние слезы. Но оказалось: покажешь! Например, есть история, когда человек ведёт двойную жизнь. Он наркоман. И снимал себя и дома, где не знают о его болезни. Он дома - с женой, детьми. И когда он бежит за дозой – уже другой человек. И в сравнении этих вещей такой трагизм! Зачем он пожелал участвовать? Возможно, для человека это единственный шанс исповедаться перед семьёй.

Хотя лично меня больше всего тронула даже другая, обыденная, история  - ролик, который снял парень-виолончелист. У его мамы случился инсульт, она фактически потеряла речь. И он учит её складывать буквы в слова, говорить. Этот ролик «цеплял», потому что в нём есть деятельная любовь, а она всегда завораживает.

- Если всё же вернуться к фильму… Как сообщается, главная идея, которая объединяет три сюжета, - стремление героев делать карьеру. То есть получилось вполне оптимистичное кино?

- Я бы даже сказал иначе, ещё более оптимистично. Этот фильм о том, что человек может изменить ход событий. Скажем, девочка, мама который работает на рынке и в одиночку тянет двоих детей, мечтает поступить в МГИМО, на отделение, где конкурс на бюджетные места – 50 человек на место. Семья верит в неё. Она идёт и… А дальше, простите, я рассказывать не вправе, это можно будет узнать  из фильма.

Идея ленты действительно в том, что даже самый маленький, самый незаметный человек, если у него есть воля, может добиться очень многого. Я, безусловно, понимаю, что в сегодняшнем российском обществе это сложно как никогда. Однако всё же в это верю.

 Но таков лишь этот фильм. Следующие будут рассказывать уже о другом.

«В планах – Марс»

- Вы много лет прожили в Ростове. Как, на ваш взгляд, можно реанимировать ростовскую кинодокументалистику? Ведь та же ростовская киностудия, некогда одна из лучших в стране, почила в Бозе. Не так давно её здание продали.

- В действительности это проблема не только Ростова. Да, студия не могла выжить при идеологии её руководства. Но в принципе все подобные студии оказались банкротами.

И в их воскрешение я совершенно не верю. Потому что сейчас у нас может жить только то, что служит хорошим источником для распила денег, либо то, что обслуживает политические интересы. «Пилить» там особо нечего, власти студии тоже несильно нужны. Это не ТВ, которое приходит в каждый дом.

Но, знаете, есть ведь и другая правда: сегодня, чтобы снимать кино, достаточно содержимого маленького рюкзачка. Нужны компьютер, небольшая камера и монтажная система, даже украденная с какого-то сайта. Так что, если у тебя талант, ты можешь снимать кино, и сидя дома. Время документальных студий прошло. Сейчас время личностей, команд талантливых людей.

- Если создать докфильм, как вы говорите, можно и дома, то вот посмотреть его зачастую негде.

- Есть кабельный канал «24Док», в Москве недавно открыли специальный кинотеатр на 200 мест, который каждый день показывает несколько документальных картин. Однако в целом невозможность увидеть и показать документалистику действительно большая проблема. Часть моих фильмов тоже легла в стол. И в этом смысле я даже благодарен пиратам, которые откуда-то изыскивают и бросают их в Сеть. Выход – строить кинотеатры, где будут крутить документалистику. Мы мечтаем о том, что когда-то заработаем деньги и начнём такие кинотеатры строить.

- Какой ваш следующий проект?

- Я давно вынашиваю идею снять когда-нибудь фильм об освоении Марса. Почему вы удивляетесь? Я совершенно уверен, что вы тогда ещё будете работать в «АиФ» и возьмёте у меня об этом интервью. Я действительно считаю, что первые шаги по этой планете сделают в обозримой перспективе. Дело даже не в том, что нас вынудят обстоятельства – закончатся ресурсы, Земля будет перенаселена и т.д. Просто любопытство ведёт людей за границы своих возможностей. И это побуждение - одно из лучших, потому что совершенно бескорыстно.

Досье.

Александр РАСТОРГУЕВ родился в 1971 г. в Ростове. Учился на филфаке Ростовского госуниверситета, в 1999-м окончил госакадемию театрального искусства в Санкт-Петербурге. Автор лент «Твой род», «Чистый четверг», «Дикий, дикий пляж» (картина получила премии «Лавр», «Триумф» и др.) и т.д. Фильм «Я тебя не люблю» (в соавторстве с Павлом Костомаровым) в 2012 г. номинировался на приз «Свободный дух» Варшавского кинофестиваля.

Над проектом «Реальность» трудится команда из 21 человека. Помимо авторов идеи это сценарист Сусанна Баранжиева, швейцарский режиссёр Антуан Каттин, режиссёр и актёр Дмитрий Кубасов, режиссёр Елена Хорева, продюсеры Иван Вдовин и Саркис Орбелян и другие.

 

Смотрите также: