Говорим альт, подразумеваем – Башмет. Уроженец Ростова празднует 70-летие

Музыкант со всемирно известным именем регулярно выступает перед жителями Ростовской области. © / Валерий Христофоров / АиФ

«Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья…» - эти хрестоматийные лермонтовские строки в полной мере можно отнести к уроженцу Ростова, музыканту и общественному деятелю Юрию Башмету.

   
   

24 января наш земляк отпраздновал своё 70-летие. В честь его юбилея rostov.aif.ru вспоминает, чем известен во всём мире альтист, что он говорит о Ростове и что делает для родного города.

Дом, где Юрий Башмет появился на свет в 1953 году, располагался в районе ростовской набережной.  Адрес известен: Береговая, 87. Лет с десяток назад, во время юбилейного тура «Солистов Москвы», музыкант пытался отыскать свой дом на спусках к Дону. Но родных стен не нашёл – дома больше не существует. И памятной таблички в этом районе города нет, как, впрочем, нет её и в других местах Ростова. И хотя Башмет провёл в донской столице всего лишь несколько ранних лет, но до сих пор постоянно присутствует в культурной жизни региона.
СПРАВКА
Юрий Башмет – обладатель звания «Герой Труда РФ», народный артист и лауреат Государственной премии СССР, четырёх Государственных премий РФ и премии «Грэмми». В 2014 году стал почетным гражданином Ростова.

Этот человек со всемирно известным именем многократно выступал и раньше перед ростовчанами, а последние 10 лет (за редкими форс-мажорными перерывами) проводит сентябрьский музыкальный фестиваль, который не замыкается в пределах залов консерватории и филармонии областного центра: приглашённые под звучное имя артисты выкладываются по полной и в Новочеркасске, и в Таганроге. Фестиваль имеет статус международного: знаменитый виртуоз всегда старался привозить на малую родину известных (и не очень) в среде меломанов исполнителей из самых разных уголков мира. Но обязательно ярких и талантливых. Как, собственно, и сам вдохновитель действа Юрий Башмет.

В Ростове нужно находиться

Как слушателю мне довелось познакомиться с игрой юбиляра ещё в 80-е годы, когда в московских зальчиках (малом консерваторском или дома учёных) популяризаторы тогдашнего авангарда, в том числе дирижёр Геннадий Рождественский, виолончелистка Наталия Гутман, скрипачка Татьяна Гринденко, знакомили заинтересованную публику с новыми сочинениями смелых отечественных экспериментаторов Софьи Губайдуллиной, Альфреда Шнитке, Владимира Мартынова, Эдисона Денисова. В памяти вашего покорного слуги, в частности, осталось мощное впечатление от концерта Василия Лобанова для альта с оркестром. Кто был тогда солистом, исходя из упомянутого на титуле партитуры инструмента, думается, говорить не надо.

Юрий Башмет Фото: Платоновский фестиваль/ За годы исполнительской практики Башмет исколесил, без преувеличения, всю планету.

За годы дуэт человека и музыкального инструмента - Башмета и альта - заслуженно получил монолитный статус, как Паганини и скрипка, Лист и фортепиано, Ростропович и виолончель. В мире струнных мы говорим альт, подразумеваем - Башмет. Одного без другого как-то и не представить. Стереотип сложился намертво. 

С 23 лет Юрий Абрамович ведёт активную концертную деятельность на своём приобретённом инструменте, созданном более 250 лет назад миланским мастером Паоло Тесторе. Владеет практически всем альтовым репертуаром: от Баха и Генделя до коллеги-предшественника Пауля Хиндемита и известных лишь в узком кругу новых имён. Башмету посвящали произведения для альта с оркестром не только упомянутый мною соратник молодых годов Лобанов, но и его старшие современники - Чайковский (естественно, не Пётр Ильич, и даже не Борис, а Александр), Витаутас Баркаускас, Борис Парсаданян, Альфред Шнитке.

   
   

За годы исполнительской практики Башмет исколесил, без преувеличения, всю планету - выступал в лучших концертных залах с громкими названиями почти всех стран Старого Света, США и Канады, Латинской Америки, Азии и Австралии. Впервые в мировой исполнительской практике начал давать сольные альтовые концерты, хотя ростовский первый подобный опыт вспоминал с некоторой горечью, тогда в зале оказались лишь несколько человек. Было дело. Но потом-то сколько было аншлагов, оваций и букетов! Ростов, конечно, реабилитировался. Зрители ладошек не жалели. Маэстро не раз говорил об особых чувствах от выступлений в родном городе. Вспоминал и случай, когда удалось даже найти и пообщаться за накрытым столом с соседями по дому, где маленький Юра проживал с родителями в 50-е годы.

О своей любви к малой родине главный по альту не раз говорил ростовским журналистам. В частности, на открытии возобновлённого после пандемии фестиваля в 2021 году Юрий Башмет иронично, но тепло поделился своими ощущениями на страницах издания «Город N»: «Ростов — это не просто место, куда хочется и приятно возвращаться. Здесь обязательно нужно находиться. Переехать жить, конечно, не могу, место главного дирижёра симфонического оркестра уже занято, но я всегда помню, что родился именно здесь…»

Личность демоническая

Артист недаром вспомнил в интервью про оркестровый пульт, за который впервые встал в 1985 году. Начав как инструменталист редкого профиля, в дальнейшем Юрий Абрамович проявил себя и как первоклассный дирижёр ансамблей и оркестров, и как организатор музыкальных коллективов и фестивалей, а также как многогранный педагог. Первым коллективом под управлением Башмета стал камерный ансамбль «Солисты Москвы», показавший себя брендом перестроечного СССР. В новой России маэстро в придачу возглавил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», который за 20 лет дал более 500 концертов в родной стране и за рубежом. Естественно, все события в мире альтовой музыки не проходили мимо Юрия Башмета: он был президентом международного конкурса в Великобритании и членом жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и Париже.

Как выдающийся организатор проявил себя учредителем музыкального фестиваля во французском Туре и президентом музыкального фестиваля на «наполеоновском» острове Эльба. С 2006 года совместно с белорусским пианистом Ростиславом Кримером проводит ежегодный именной фестиваль в Минске. Не забывает и о российской глубинке. С 2009 года проводит международный музыкальный фестиваль в Ярославской области.

Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в регионе осенью 2023 года отпразднует свое десятилетие. Фото: Правительство Тульской области

Башмет – личность синтетическая, в нём сочетаются и хранитель академических традиций, что проявлено в трепетном отношении к классическому наследию, и популяризатор музыкального авангарда – многократно именно благодаря Юрию Абрамовичу прозвучали на отечественных площадках неизвестные ранее публике произведения современных композиторов, которые смело экспериментировали с музыкальным языком. В то же время Башмет не чурался и популярного жанра. Даже его яркая демоническая (тут можно вспомнить роман Владимира Орлова «Альтист Данилов»!) внешность играла на этот образ.

Ещё в начале 70-х годов он участвовал со своим инструментом в записи ведомого Стасом Наминым лирического ВИА «Цветы». А в конце нулевых годов нынешнего века дважды появлялся в фильмах Сергея Соловьёва как актёр. Играл, по сути, самого себя. Маститый режиссёр в кинокартинах «2-Асса-2» и «Анна Каренина» предложил маэстро роли дирижёров. В продолжении культовой «Ассы» зрители оценили эксцентрический дуэт Башмета и Шнура – Соловьёв мастерски использовал резкий контраст типажей.

Проявил себя Башмет и на телевидении: вёл авторскую программу «Вокзал мечты», за которую был дважды отмечен премией «ТЭФИ».

В ожидании донского фестиваля

Но вернёмся на ростовский след деятельности юбиляра. Международный музыкальный фестиваль под руководством Башмета впервые прошёл в 2013 году, когда музыкант отмечал в родных местах своё шестидесятилетие. Тогда же открыл центр для одарённой молодёжи при Ростовской консерватории, который работает и поныне. Кстати, ещё в 2012 году Юрий Башмет возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, сформированный на основе конкурса исполнителей классической музыки в составе 79 юных музыкантов из 28 городов России. Желание передавать свои умения и знания реализуются в образовательных проектах: уже пятый год практически ежегодно проходит международная струнная академия Юрия Башмета, в ходе которой юные таланты донского региона имеют возможность посетить мастер-классы и индивидуальные занятия выдающихся педагогов всей России. Уроки в академии, поддержанной президентскими грантами, проходят на базе Образовательного центра Юрия Башмета в Ростове-на-Дону в ходе федерального проекта «Юрий Башмет – молодым дарованиям России».

Редактор пресс-службы Ростовской филармонии Надежда Белоусова напомнила читателям «АиФ на Дону», что прошлогодний фестиваль после вынужденной «ковидной» паузы прошёл по полной программе в трёх городах области (был придуман специальный билет-вездеход на все три концерта оркестра и приглашённых гостей) и нет никаких причин, что в текущем году будет иначе. Ну, а отметив день рождения маэстро в начале года, ростовчанам остаётся дождаться осени, когда почётный житель города представит очередной именной фестиваль, в этом году у этого музыкального события первая круглая дата - десятилетие.