Алексей Хевелев: «Из простых дел и строится человечность»

Азнивик Андоян / АиФ-Ростов

Быть знаменитым некрасиво? 

   
   

Размышлениям о вечном посвящена опера «Х» Алексея Хевелева

- Из простых дел, мне кажется, и строится человечность. Выслушать бабушку у подъезда, попросить прощения у друга, пусть даже считаешь себя во многом правым, выкроить время в загруженный день и просто пару минут по телефону поговорить с мамой... Может, это и есть главное в жизни? - размышляет известный ростовский композитор, успешный пианист, педагог Алексей Хевелев.

Досье
Алексей Хевелев Родился в Ростове в 1979 г. Как пианист и композитор выступал с гастролями во многих городах России, Израиля, Канады, Финляндии, Великобритании. Автор музыки к кинофильмам, множества фортепианных циклов, трёх сонат для фортепиано, камерных опер «Русская рулетка» и «Х». С сентября 2016 г. - директор средней специальной музыкальной школы-колледжа при Ростовской консерватории.

...Термин «вундеркинд» сопровождал Хевелева с детства. Свою первую пьесу «Поздняя осень» мальчик написал в 6 лет. В 15 установил не побитый до сих пор рекорд, став самым юным студентом Ростовской консерватории и поступив на два отделения одновременно: композиции и специального фортепиано. Прежде экстерном окончил об­щеобразовательную школу. Когда Алексею было 11 лет, Золотую медаль после концерта ему вручили сыновья... знаменитого Сергея Прокофьева, а 17-летним его удостоили стипендии фонда Ростроповича.

В минувшем учебном году Хевелев стал директором колледжа для одарённых детей при Ростовской консерватории, из стен которого и сам когда-то вышел. А в музыкальном театре донской столицы состоялась давно ожидаемая меломанами премьера его оперы «Х», которая стала второй в трилогии, посвящённой размышлениям о вечности, душе, загробной жизни. О смертельной болезни и сожалениях годы спустя, композиторской доле, сомнениях и о  прочем мы разговорились.

Памятная двойка

Кабинет Хевелева в колледже - у самой входной двери. Окошко консьержа и то подальше...

Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Алексей Александрович, ваш директорский кабинет как-то нетипично легко доступен...

   
   

Алексей Хевелев: Ну я и не стремился, чтоб было по-другому. У меня нет и специальных часов приёма. Всегда, когда я на месте (а ещё преподаю в консерватории и в музыкальной школе имени Прокофьева), люди идут. Всё, что связано с детьми, вообще не терпит промедления. Да и очевидно: многие вопросы лучше не откладывать на потом. Бывает, что сегодня с проблемой ещё можно справиться, а завтра будет уже поздно.

А вообще я впервые в роли руководителя. Пока получаю огромное удовольствие (улыбается). Почему? Я с упоением слушаю, как играют  наши дети. В подавляющем большинстве они ОЧЕНЬ талантливые.

- У вас очень рано проявились неординарные музыкальные способности. Но вы же и общеобразовательную школу окончили поч­ти на одни пятёрки. Неужели все предметы давались настолько легко?

- На самом деле две четвёрки, по физике и химии, в моём аттестате есть, не смог я эти предметы до конца победить. А если вернуться в то время... Я окончил школу в 14 лет. Несколько раз почти на протяжении всех летних каникул штудировал учебники, и в сентябре экстерном сдавал экзамены за следующий класс. Зачем? Если честно, то не из прилежания. Просто мне хотелось... поскорее разделаться со школой, она мне мешала, не давала всё своё время посвящать музыке. Помню такой эпизод: классе в пятом нам задали написать сочинение о том, что больше всего любишь делать. И я чистосердечно описал, что обожаю, когда просыпаюсь утром, а мама говорит, что школа сегодня не работает, так как воды нет. Тогда я мог сесть за фортепиано и забыть обо всём на свете. А если и назавтра школа была закрыта, это был двойной праздник! Учительница моего признания не оценила и влепила двойку.

А вообще никаким вундеркиндом никогда себя не считал. Да, были премии, стипендии и награды. Но я всегда отдавал себе отчёт в том, что я - обычный человек, который сможет чего-то добиться в музыке, только если будет очень усердно трудиться.

Да и возможности зазвездиться, слава Богу, не было. Во-первых, с небес на землю меня всегда опускала мама. После успешного концерта она говорила: «Ты - молодец, но иди работай». А, во-вторых, я учился у мастеров, которые были и остаются выше меня на десять голов. Это и выдающийся ростовский педагог-пианист Сергей Иванович Осипенко, и потрясающий композитор Леонид Павлович Клиничев, оперы которого, например, сейчас одну за другой ставит один из лучших музыкальных театров мира - Мариинский!

А вообще самое опасное для способного ребёнка - уверовать, что он - гений. Некоторые родители приносят в колледж пухлые папки с грамотами своего сына или дочери, возвеличивают: мол, ребёнок - победитель конкурса, который прошёл в Каменоломнях, в Батайске или в Сальске. Мы объ­ясняем: «Это - важная ступенька, но далеко не сверх достижение». Триумф - это когда ты, как ростовская пианистка Анна Винницкая, победил на престижнейшем Международном конкурсе имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, или если, подобно выпускнице нашей консерватории Анне Булкиной, стал лучшим на конкурсе молодых исполнителей в США, и эта победа дала тебе доступ на сцену лучших музыкальных залов мира.

Мы не ищем таланты...

- А что касается колледжа, тревожит меня только одно...

- И что же?

- Уже говорено-переговорено о том, как Ростову нужен полноценный концертный зал. Мечта многих музыкантов: пусть в здании этого зала предусмотрят помещения для нашего колледжа. 25 лет назад наше учебное заведение разместили в общежитии консерватории, отщипнув от него кусочек... Думали, эта мера - временная. Но так всё и поныне. Учебному заведению тесно. В придачу, мы очень хотим наконец-то открыть при колледже интернат, где могли бы собрать со всей области и даже с Юга страны ребят с выдающимися способностями! Ведь поначалу, в том числе, с этой целью и создавали колледж. Сегодня немало детей в глубинке даже и не подозревают, что в них спят задатки крупных музыкантов... Другие та­лант­ливые дети не имеют возможности учиться в Ростове... Прибавьте, что десант из профессоров консерватории (а они и учат деток в колледже!) мог бы ездить по музыкальным школам области, слушать ребят, искать таланты!

Надежда на возникновение такого зала недавно появилась. Но дойдёт ли до дела?..

Чтобы мама жила...

- Вы упомянули, что человеком, который не позволил, чтобы овации в раннем детстве вскружили вам голову, была ваша мама. Чтобы собрать ей денег на операцию, вы дали благотворительный концерт, хотя были ещё школьником...

- Когда у мамы обнаружили онкологию, мне было 11 лет. И так получилось, что понадобились деньги, которых в нашей семье попросту не было. Я пошёл к директору общеобразовательной школы, в которой учился, и попросил разрешить мне в актовом зале организовать небольшой благотворительный вечер - сыграть на пианино. Впрочем, слушатели могли и не платить, если денег не было... Зал оказался набит битком. Кто-то даже сидел в проходах. Удалось собрать немалую сумму. А уже подростком давать такие концерты я не решился, стали появляться комплексы.

Мамы не стало пять лет назад, хотя она была ещё достаточно молодой женщиной, очень светлым, обаятельным человеком, который и в последние, страшные недели жизни не озлобился на мир, не таил обид, радовался чужому счастью. Почти до последних дней мама работала - преподавала математику в школе. Глядя на неё, я понял: можно строить планы, но надо отдавать себе отчёт в том, что в любую секунду жизнь может круто измениться. Оттого, наверное, важнее всего просто жить по совести.

- В опере «Х» («Икс»), которую вы недавно представили на суд публики, рассказывается о том, как преуспевающий бизнесмен внезапно погибает. В чистилище с ним беседует ангел, спрашивая, среди прочего, почему за долгое время он «так и не успел подать милостыню нищему», который просил о помощи. Коммерсант оправдывается: «Я был занят, даже выспаться времени не хватало».

- По сути, эта опера - о душе, которая хочет в рай. А грехи не пускают. И о том, как важно не позволять себе игнорировать чужую боль. Причём, не надо сворачивать горы. Встретив пожилую соседку у подъезда, потратьте пять минут на то, чтобы её выслушать. И, может, за долгие месяцы вы будете единст­венным, кто это сделал! Именно тому, что свою «порцию счастья» должны получать престарелые, одинокие, дети-инвалиды, посвящён и документальный фильм «Руки» ростовского режиссёра Руслана Кечеджияна, к которому я сочинил музыку. Лента - об известном в прошлом скульпторе Олеге Артемьеве, который оказался в Ростовском доме престарелых. Он продолжает лепить из глины фигурки, обсуждая своё творчество с соседями - такими же одинокими пожилыми людьми. Многие очень переживают из-за того, что они - будто на отшибе жизни. «Я - словно пустая бутылка, за ненадобностью выброшенная на обочину и никому более не интересная», - говорит главный герой. Важно, чтобы эти люди чувствовали поддержку молодых и здоровых!

А третью оперу своей трилогии хочу посвятить размышлению о том, что нас ждёт, когда все пути пройдены.