Путь на износ. Почему жители Новочеркасска не могут дождаться трамвая?

Десять лет назад в Новочеркасске на линию выходило много вагонов. © / Дмитрий Аникиев / Из личного архива

В конце июля из Новочеркасска пришли новости о сокращении выхода на линию трамваев — один работает на маршруте № 2, а второй — с утра на маршруте № 1, а затем переходит на «двойку». При этом маршруты № 3 и «Кольцевой» не работают вовсе. Ситуацию объяснили нехваткой исправных машин.

   
   

Сейчас выход на линию вырос, но сама ситуация возмутила жителей казачьей столицы и в соцсетях даже появились мнения, что рельсовый транспорт губят намеренно. Что происходит с трамваем в Новочеркасске и есть ли у него перспективы, разбирался Rostov.aif.ru.

Выбился из общего ряда

На Дону действующее трамвайное движение есть в Ростове, Таганроге и Новочеркасске. В Таганроге по концессии провели полную модернизацию сети, закупили 50 новых вагонов и даже запустили музыкальный трамвай — в старой уютной «Татре» поют музыканты, а пассажиры могут купить чай, морс и лакомства. В Ростове модернизация стартовала год назад. В перспективе обновят 119 км путей, закупят 76 трёхсекционных трамваев и обновят 30 вагонов. Предполагается, что работы завершат к 2028 году.

А вот Новочеркасск из этого стройного ряда выбивается. И это несмотря на то, что в 2017 году был анонсирован ремонт всей сети и закупка новых вагонов. Шесть трамваев столица казачества получила, ещё несколько вагонов передали из Москвы. А вот трамвайная сеть была обновлена несильно — лишь 2 км из 42 км.

Готовы платить больше

Жители Новочеркасска говорят, что альтернативы трамваю в городе нет: им пользуются учителя, врачи, сотрудники знаменитого НЭВЗа, студенты и школьники.

«Это единственный вид транспорта, чтобы добраться до женской консультации и Константино-Еленинского храма с улицы Бакунина», — рассказала Вера Безуглова.

«Только трамваи маршрутов №№ 1 и 3 могут довезти меня от ул. Щорса до ул. Петрова, прямиком до ворот работы, причём без пробок, — отметил житель Новочеркасска Андрей Белый. — Трамвай № 2 незаменим при поездках на Азовский рынок от трамвайного депо: он идёт по улицам Троицкой и Орджоникидзе, где не ходят другие виды транспорта».

   
   

А местная жительница Ирина Бочок говорит, что даже готова платить за проезд в трамвае больше, чем за маршрутку, лишь бы он ходил.

Сейчас по-прежнему работают только маршруты №№ 1 и 2, на маршрут № 3 трамваи не выходят из-за критической изношенности стрелочного перевода. По контракту на четырёх маршрутах должны работать 5-6 трамваев. И хотя в депо их значится 16, одни вагоны готовятся к списанию, другим требуется ремонт в заводских условиях. Местные активисты считают, что надежда остаётся только на федеральные программы, по которым получится обновить новочеркасский трамвай.

Комментарий

Ответ из ад­ми­ни­стра­ции Новочеркасска: «В деятельности МУП «ГЭТ» возникли объективные проблемы в функционировании предприятия, обусловленные критическим износом дорожного полотна контактной сети на 95-99%, и, как следствие, выходом из строя подвижного состава. Сегодня принимаются все возможные меры по оперативному ремонту аварийных участков трамвайного полотна, текущему ремонту вагонов и поддержанию инфраструктуры. Это позволит до 15 августа возобновить движение по маршрутам № 3 и «Кольцевому» с вы­пус­ком на линию ещё одного вагона.

Новочеркасск включён в перечень городов-участников федерального проекта «Чистый воздух». Для улучшения материально-технической базы выработаны предложения: капремонт трамвайного полотна и контактной сети, строительство нового депо и тяговых подстанций, приобретение шести вагонов. Предложения находятся на рассмотрении в Минприроды РФ, решение будет принято до конца года. Совместно с минтрансом РО прорабатывается вопрос по подбору инвестора для заключения концессионного соглашения.