Оплатите проезд в светлое будущее. Почему в Ростове растёт тариф?

Христофор Ермашов сам часто пользуется общественным транспортом. © / АиФ-Ростов

С 11 ноября в Ростове повышается стоимость проезда в транспорте. Необходимо ли это сейчас, как решаются вопросы вечернего обслуживания и что ждать в будущем? Об этом «АиФ-Ростов» спросил директора департамента транспорта Христофора Ермашова.

   
   

Объективно необходимо

Михаил Кругликов, «АиФ-Ростов»: Христофор Юрьевич, в последнее время все обсуждают рост стоимости проезда в транспорте. Люди жалуются, что из-за пандемии им не повышают зарплаты и приходится экономить…

Христофор Ермашов: Перевозчики предлагали увеличить тариф до 45 рублей, но в администрации города посчитали это необоснованным. Новые тарифы составят: в автобусе по транспортной карте - 29 рублей, банковской картой - 30 рублей, наличными - 32 рубля. В электротранспорте независимо от способа оплаты проезд будет 23 рубля. Сохранятся льготы для пенсионеров и обучающихся: в автобусах они будут платить 14,5 рублей, а в троллейбусах и трамваях – 11,5 рублей. Остаются федеральные и региональные льготы.

Насколько повышение назрело?

– Тариф на проезд не меняли более 2 лет в автобусах и более 4 в электротранспорте. Сейчас он один из самых низких среди городов-миллионников. Для сравнения: в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Краснодаре проезда стоит 28-35 рублей наличными и 25-30 рублей по «безналу».

Наибольший рост затрат связан со сложной финансово-экономической ситуацией АТП. Выросла стоимость топлива (дизеля - на 6,3%, а компримированного газа - на 25,3%), электроэнергии, материалов и запасных частей. Поэтому повышение является объективно необходимым для поддержания стабильности АТП с учётом обязательного обеспечения качества транспортного обслуживания.

Кстати, о нём. Много нареканий в последнее время есть на работу транспорта вечером: сложно уехать от «Золотого Вавилона», на Военвед и Суворовский.

   
   

– На каждом направлении есть утверждённое расписание, по которому предусмотрены специальные двухсменные графики, по которым транспорт вечером должен ходить до 23-24 часов с интервалом 30-40 минут. Через остановку рядом с ТЦ «Золотой Вавилон» проходят маршруты №№16a, 26, 40, 55, 56, здесь же ездят межмуниципальные маршруты №№85а, 91, 113 – их организовал минтранс области. В утренний час пик выпуск на этих маршрутах составляет 71%, в среднем в сутки – 75%. На 22:00 выпуск составляет 51% от необходимого в это время.

В общем по всем маршрутам в городе среднесуточный выпуск составляет 75%, на 22:00 – 50%. Это происходит из-за острой нехватки водителей у перевозчиков – их лишь 55% от необходимого количества. Также нужно соблюдать режим труда и отдыха. Руководители АТП привлекают водителей через центры занятости населения и инфоресурсы по трудоустройству.

В «Суворовский» ездят маршруты №№1, 10, 18, 27, 43, 81 – суммарно 68 и 58 единиц в зимний и летний периоды соответственно. Утром в час пик выпуск здесь составляет около 79%, а в 22:00 – 55-60%.

Досье
Христофор Юрьевич Ермашов, родился 25.06.1978 в Ростове-на-Дону, кандидат экономических наук. С января 2019 года – директор департамента транспорта Ростова-на-Дону.

На Военвед можно уехать автобусами №№10, 49, 94, 96, 99 – всего их 76 единиц, из которых 12 – автобусы среднего класса. С 11 октября для улучшения транспортного обслуживания этого района был открыт троллейбус №17 «Ц. Рынок – Стройгородок». На нём работает четыре машины в двухсменном режиме с 5:30 до 22:30. Увеличить выпуск также не позволяет нехватка водителей. Для решения вопроса в МУП «РТК» создан учебный комбинат по подготовке водителей и дальнейшего их трудоустройства. Добавлю, что сотрудники департамента транспорта ежедневно ведут мониторинг выпуска транспорта на линию и по всем фактам нарушений перевозчикам направляются претензии с применением мер гражданско-правовой ответственности.

– Некоторое время назад говорилось о планах ввести пересадочный тариф для экономии денег за проезд. Будет ли такое?

– В разработанной по заказу администрации Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2035 года (ПКРТИ) предлагается изменить взаимодействие с перевозчиками, перейдя на заказ транспортной работы (так называемые «брутто-контракты»). АТП будут получать деньги не за перевезённых пассажиров, а за выполнение условий контракта – выпуск на линию нужного числа машин и соблюдение интервала. Изменения планируются в августе 2023 года – тогда заканчиваются нынешние контракты на перевозку. Будут введены универсальные пересадочные, повремённые или зонно-повремённые тарифные планы. Технологически это возможно и сейчас в рамках действующей системы оператора ООО «АПРС», но пока пересадочные тарифы не предусмотрены в нормативно-правовых актах Ростовской области. С ноября 2020 года действует рабочая группа по вопросу интеграции московской карты «Тройка» в транспорте Ростова.

Управа на хамов

–​ В соцсетях были жалобы на то, что водители «ходят в туалет» на конечных у всех на виду. Что с этим делать?

– Конечные остановки закреплены за перевозчиками, обслуживающими соответствующие маршруты. Водителям недопустимо справление естественной нужды вне специально отведенных мест, и они обязаны соблюдать чистоту на территории. Руководство АТП регулярно проводит разъяснительные беседы на этот счёт. Также администрация рассматривает вопрос дополнительного размещения на основных конечных санузлов.

–​ Недавно говорилось, что часть водителей ушла на скорую помощь. Это сказалось на работе транспорта?

– Департамент транспорта оказал содействие по поиску кандидатов в ростовских АТП на замещение 12 вакансий водителей скорой помощи в БСМП №2. Перевозчики отнеслись к этому с пониманием. С учётом дефицита водителей сотрудников выбрали из тех, кто работал на производственно-технической базе: для работы на скорой помощи не нужна категория «Д». Две машины для перевозки медиков к пациентам выделили поликлинике №41.

–​ Проверяют ли водителей перед выездом на линию, в том числе на алкоголь? Что делать с хамством?

– Перед выездом на линию в АТП проводят медосмотр водителей, о чём ставится отметка в путевом листе. Неспособных по медицинским показаниям управлять на линию не допускают. Закон не предусматривает ответственность за нарушение водителями культуры общения. Но при нарушении правил перевозок или некорректном поведении водителей для принятия мер пассажир может звонить в АТП по номеру, указанному в салоне, либо в Городской центр управления пассажирскими перевозками по бесплатному номеру 8-800-222-76-76. Нужно сообщить госномер автобуса, маршрут, дату и время поездки. В случае, если пассажир считает, что нарушены его права, он самостоятельно может обратиться в правоохранительные  или надзорные органы, для рассмотрения и принятия компетентными органами соответствующих мер воздействия.

 Когда планируется завершить поставку всех троллейбусов с увеличенным автономным ходом?

– В 2020 году с нарушением сроков были поставлены и приняты 15 машин. Они уже на маршрутах. Последние 5 машин уже доставлены, после экспертизы товара и их приёмки они также выйдут на маршруты. Из-за просрочки поставщику начисляется пеня.

Люди часто жалуются на простои на крупных остановках. Как решить эту проблему?

– В законе, к сожалению, нет ограничения для нахождения транспорта на промежуточной остановке: он должен стоять столько, сколько нужно для посадки и высадки. Но в заключённые в 2020-2021 годах контракты для исключения умышленных простоев мы включили норму, что водитель обязан начать движение в течение 30 секунд после оплаты последнего зашедшего пассажира, если позволяет дорожная ситуация. За нарушение предусмотрены штрафы. Однако решить проблему в целом позволят вышеупомянутые «брутто-контракты». Это будет стимулировать перевозчиков и водителей добросовестно выполнять обязанности.

- Знаю, что Вы и сами пользуетесь общественным транспортом. Какие это направления? Помогает ли то, что вы видите его как пассажир в работе?

– В основном пользуюсь маршрутами западного направления и в центре. Такие поездки помогают оценить плюсы и минусы, а также увидеть и почувствовать на себе проблемы транспортного обслуживания того или иного характера.

За 25 минут в центр

– Отдадут ли в Ростове трамвай в концессию, как в Таганроге?

– Разработчики ПКРТИ предложили на основе действующих линий создать сеть лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ) со скоростными участками. До двух маршрутов соединят Левенцовку и территорию старого аэропорта, где будет новый крупный микрорайон. Трамваи поедут по Стачки через центр по существующим путям по Станиславского и Максима Горького, а далее через Сарьяна и путепровод. Ещё до двух маршрутов предложено в направлении «север-юг», с левого берега Дона до ЖК «Суворовский» и Верхнего Темерника. Здесь трамваи будут следовать по Космонавтов, Нагибина, Ворошиловскому. Есть и альтернативный вариант с трассой по Будённовскому и Ленгородку. Всего будет построено 76,8 км путей, ещё 46 км реконструируют. По ПКРТИ предусмотрено строительство 15 и реконструкция 5 тяговых подстанций, строительство нового и реконструкция одного старого трамвайного депо, строительство 154 и реконструкция 95 остановок, закупка 98 трёхсекционных трамваев.

Также предусмотрен капитальный ремонт существующей трамвайной инфраструктуры с суммарной общей протяженностью 23,4 км одиночного пути и обособление участков трамвайных путей, в том числе совмещенных с другими видами маршрутных транспортных средств.

Проект повысит спрос на трамвай – качество услуг повысится, кроме того, им будут пользоваться пассажиры из развивающихся микрорайонов. Планируемый интервал движения трамваев в час пик составит 5-10 минут, маршрутная скорость вырастет до 23 км/ч.

Конкретные участки и варианты строительства ЛРТ будут определены на этапе проектирования.

 Замглавы администрации по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Симков отметил, что в результате будет создана современная трамвайная инфраструктура, позволяющая повысить качество услуг по перевозке электротранспортом и сократить время на дорогу до 25 минут. Точная стоимость будет известна после проектирования. Администрация города и министерство транспорта Ростовской области подготовили предложения по реализации проекта в рамках концессии. Согласно федеральному закону, для этого будет объявлен конкурс.

– Каким городской транспорт Ростова будет в будущем?

– В рамках ПКРТИ разработана новая оптимизированная сеть маршрутов из трёх типов транспорта: скоростной магистральный (вышеупомянутый ЛРТ), обычный магистральный (автобус и троллейбус, которые будут ездить в основном по выделенке, а также участки ЛРТ и обычного трамвая) и подвозящий. Последние будут подвозить пассажиров к ЛРТ. В такой концепции мы и планируем развиваться.