Замечательный артист Театра Маяковского Александр Фатюшин после гастролей в Ростове спешил поскорее вернуться в Москву. Однако официальный выезд театр планировал лишь через пару дней, поскольку назавтра артисты должны были играть ещё один спектакль, в котором Фатюшин не был занят...
Он купил билет, о чём с гордостью сообщил коллегам и, счастливый, пошёл на Ростовский вокзал.
Времена были застойные. Перед посадкой долго хвастался, какие продукты "достал" в Ростове, угощал коллег. В эйфории не заметил, как сел в поезд Адлер - Москва, который шёл не в сторону Москвы, а, наоборот, на Кавказ. Провожающие это поняли, когда поезд уже тронулся. Закричали ему вслед: "Вылезай из вагона, это не твой поезд!" Но было уже поздно. Счастливый артист театрально махал рукой из окна. В Москву он вернулся позже всех.
Эту историю корреспонденту "АиФ на Дону" рассказали в Театре Маяковского. Мы попросили и других известных артистов вспомнить, что связывает их с Ростовом.
"Пани Моника приехала"
Ольга Аросева:
- Однажды я поехала на машине на море. И под Ростовом она сломалась. Заглох мотор и никак не заводится. Дело к вечеру, надо что-то делать. В Ростове у меня знакомых вроде бы нет. Времена застойные - водитель говорит, что ждать помощи бесполезно. И вдруг я вспоминаю, что к нам в передачу "Кабачок 13 стульев" всё время присылает письма садовод-ростовчанин по фамилии Аитов. Обычно я не храню чужих писем, а тут почему-то его письмо оказалось у меня с собой. Видимо, я по пути вытащила его из почтового ящика и оставила в кармане.
Этот Аитов был удивительный человек. Настолько любил "Кабачок 13 стульев", что бесконечно присылал нам посылки с фруктами: хотел украсить ими кадр. Но съёмочная группа, разумеется, всё съедала ещё до начала съёмки. Аитов думал, что фрукты не доходят, и с каждым разом присылал больше и больше. При этом писал мне в открытках: мол, будете в Ростове, приезжайте, покажу сад.
Ну приезжайте, так приезжайте. Я остановила попутную машину и говорю: "Отвезите меня вот по этому адресу". Приехали. Пригород какой-то, аккуратная калитка. Позвонила в дверь - навстречу вышел сам Аитов. Он меня увидел и совершенно обалдел. Стоит как вкопанный, ничего сказать не может. Я решилась привести его в чувство. Достаю письмо и говорю: "Это вы писали?" Аитов бледнеет. "Что вы молчите? Ваш почерк?" Аитов думал, что попал в неприятную историю. Я продолжаю: "Вы приглашали - я приехала". Он замахал руками: "Пани Моника, - от волнения он забыл моё имя, - да как же это так... я и представить не мог..."
В общем, в чувство он пришёл, наверное, спустя лишь несколько часов. Мы вместе с водителем у него переночевали. А утром я пошла в цирк (местные театры были закрыты) и попросила, чтобы мне помогли вернуться в Москву и потом следом отправили машину после ремонта. Как со мной возились! Это было первое впечатление от города. И хотя до моря в тот раз мы не доехали, в Ростове я встретила столько внимания, что хватило надолго. После того случая всегда с удовольствием ехала на гастроли в Ростов.
"В Ростове я поверила в сказки"
Оксана Бычкова, режиссёр фильмов "Питер FM", "Плюс один":
- Когда я училась на филфаке в Ростове, со мной в городском автобусе приключилась просто сказочная история. В тот день мне исполнилось 19 лет. Я приехала в Ростов сдавать сессию в подавленном настроении. Села в автобусе к окну, опустила глаза. И вдруг на остановке заходит мужик с ведром роз, направляется ко мне и говорит: "Возьми, дочка, это тебе". Что за новости? Я стала отказываться. А он поставил их у моих ног и сказал: "Посмотришь, сколько простоят". И сошёл на следующей остановке. Я подумала, что высшие силы специально послали мне этот подарок, чтобы я не грустила.
"Ростов-папа останется в памяти"
Александр Филиппенко:
- Прав Жванецкий: в Ростове удивительная публика. На концертах её не нужно раскачивать. Юмор просто растворён в атмосфере южного города... Лет пятнадцать назад я поехал в Ростов с моноспектаклем, где читал рассказы Зощенко. Нужно ли говорить, что Зощенко на Дону имеет особый успех? С первых же строк - хохот в зале. На сцену я выходил с чемоданчиком, в котором был немногочисленный реквизит (в частности, я очень дорожил пластинкой с записью голоса писателя). Это было время, когда коммерческие концерты только входили в нашу повседневность.
Гонорар за концерт импресарио отдал мне буквально за кулисами, но предупредил: мол, город сложный. Сколько Зощенко ни смеялся над воровством, оно никуда не исчезло. Я бросил деньги в чемоданчик и пошёл на сцену. А по окончании звучали такие мощные овации, что я выходил раскланиваться несколько раз. И сам не заметил, как оставил чемоданчик за кулисами. Возвращаюсь - свистнули чемоданчик. На глазах всего театра! Во время поклонов я видел краем глаза, как на сцену из зала поднялся мужчина и прошёл за кулисы. Никто его не остановил. А потом мне рассказывали, как с моим чемоданчиком он спокойно вышел через служебный вход. Даже вахтёрша не остановила его. Я просил: "Верните только пластинку и материалы". Но вряд ли эти мольбы дошли до вора.
"В провинции таким трудно"
Валентин Гафт:
- В Ростове я бывал, но главные мои впечатления связаны с ростовчанами, которых я встречаю в Москве. Сейчас гримёрку "Современника" мы делим вместе с замечательным артистом Владом Ветровым, который много лет работал в Ростове, и я удивляюсь, как его там не съели. Это удивительного дарования человек. Не похожий на других, не вписывающийся ни в какие системы. Талант. В провинции обычно таким людям трудно. Когда он появился в "Современнике", Галина Борисовна Волчек сразу ввела его в ряд спектаклей. Он буквально спас положение, поскольку, как это ни странно, нам не хватало такого артиста. И я знаю, как много он натерпелся от коллег по ростовской сцене.
"Шолохов выгуливал пса"
Никас Сафронов, художник:
- Я по-прежнему влюблён в Ростов, это потрясающий город с особой энергетикой. А какие красивые женщины... В Ростов я попал случайно, когда был студентом Одесской мореходки. Моя тётя-врач уехала по контракту в Сибирь. В Ростове у неё оставалось полдома на 2-й линии. И мне представилась возможность там пожить. Конечно, я согласился. Представляете, какое счастье 17-летнему парню жить свободной взрослой жизнью... Правда, продержался я в городе недолго: хотелось приключений. А в художественном училище мне не нравился слишком академический подход к живописи. Сальвадор Дали всю жизнь повторял: "Фантазируйте". Это я понял ещё в Ростове и потому не боялся никакой работы. С иронией относился к тому, чем занимаюсь. Ночью сторожил предприятие и, чтобы не терять времени, там же работал дворником. Утром спал чуть-чуть. Потом бежал в училище. Из училища шёл разгружать вагоны. Потом бежал в театр, где подрабатывал художником-декоратором. Из театра бежал к своей девушке. Потом наступала ночь, и я вновь возвращался в сторожевую бытовку. Так повторялось каждый день. Но главное - я мог бросить всё и поехать на субботу или воскресенье в Вёшенскую. Тогда у меня был королевский пудель, которого я с удовольствием брал с собой. Помню, как он сорвался однажды с поводка и побежал к какой-то собачке. И вдруг я увидел, что эту собачку выгуливает Михаил Шолохов. Это теперь я понимаю, как мне повезло. Но тогда я толком не осознавал. Думал: "Ну Шолохов, ну "Тихий Дон"..." По молодости не так ценишь знаковые встречи и события, которые преподносит судьба.
К сожалению, я в Ростове пробыл недолго, но именно там научился смотреть на жизнь несколько отстранённо, воспринимать её как чудо. Например, чем вы можете объяснить такую историю? Однажды я написал портрет артиста Николая Ерёменко. Мне работа не понравилась, и я её смыл, но что-то осталось на бумаге. Я положил этот лист на полку и только через восемь лет он вернулся мне в руки. Я что-то искал, перебирал бумаги, и вдруг этот лист упал со шкафа, и на нём - Колино изображение. Было 10 часов вечера. Наутро я решил позвонить ему, чтобы эту работу закончить. А мне ответили: "Вчера, в 10 вечера, он скончался"...
Смотрите также:
- «Хуманитас Инжиниринг». Как написать главную пьесу жизни →
- Донской колорит: знаменитости не забывают Ростов →
- Как я была аскером →