"Божие провидение" Азовской флотилии

   
   

В самом начале Большой Садовой можно увидеть памятный знак "Темерницкая таможня" в виде старинного корабля. Что это за кораблик и почему он находится здесь?

Е. Арефьева, Ростов

Это уменьшённая копия первого российского линейного 58-пушечного корабля "Гото Предестинация" (в названии слились слова из разных языков: немецкого "гот" - "бог" и латинского "предестинация" - "провидение" - и означает "Божие провидение").

Этот корабль был спущен на воду в апреле 1700 года Петром I и вошёл в состав Азовского флота. "Предестинация" стала самым быстроходным кораблём в азовской эскадре вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, в течение десяти лет сдерживающей враждебные посягательства Турции на российские земли.

Замысел постройки линейного корабля на российской верфи возник у Петра I после его возвращения из Европы. Для его осуществления он пригласил английских и голландских судостроителей, но, так как их приезд задерживался, Пётр решил строить корабль без помощи иноземцев, по своим чертежам и руками русских кораблестроителей.

Император взял за основу английский военный корабль, внеся немало новшеств.

"Гото Предестинация" была не только новаторским достижением российского кораблестроения, но и настоящим произведением искусства в стиле петровского барокко. Она была богато украшена позолоченными скульптурными украшениями, с изящной резьбой на носу и корме, с золотыми венками на пушечных портах.

Сам Пётр I с восторгом отзывался о своём детище: "Весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный".

Этот корабль любили изображать европейские живописцы XVIII века. Картограф Питер Бергман писал "Предестинацию" с натуры. Сохранились до наших дней и гравюры с её изображением работы художников XVIII века П. Пикарта и А. Шхонебека. Попала "Гото Предестинация" и на страницы романа "Пётр Первый" А. Н. Толстого, где во второй главе описывается спуск этого корабля на воду.

Выбор "Предестинации" для памятного знака символичен. Это самый знаменитый корабль Азовской флотилии, а сам Пётр Великий был первым российским императором, оценившим удобное расположение будущей Темерницкой гавани, где планировалось устроить таможню, а впоследствии и Темерницкий порт.

Смотрите также: