О появлении в Ростове организованных преступных группировок, о криминальных войнах, разборках и стрелках отставной сыщик рассказал "АиФ на Дону".
- Юрий Николаевич, девяностые годы одни сейчас вспоминают как страшный сон, другие - как золотую пору больших возможностей. Как чувствовала себя милиция в тот период?
- А как она могла себя чувствовать? Вместе со страной обрушились все прежние устои, быть честным в одночасье вдруг стало немодно, все кинулись зарабатывать деньги, забыв про законы. В советские годы в Ростовской области случалось двести пятьдесят убийств в год - тут убивать людей начали едва ли не ежедневно. Появился рэкет - уголовники принялись трясти кооператоров, ларёчников и лотошников. Но всё это было так, по мелочи. Настоящая же оргпреступность появилась, когда в начале 90-х в криминал неожиданно пришли спортсмены, перекроив весь прежний облик ростовского преступного мира.
Новые "авторитеты"
- Как это случилось?
- Дело в том, что уголовники, несмотря на всю их показную силу, ничего не смогли противопоставить профессиональным спортсменам. Те были люди волевые, многие из них являлись мастерами спорта, побеждали в серьёзных соревнованиях. А тут развалился Союз, спортсмены оказались никому не нужны. И некоторые ушли в криминал. Ведь ничего делать бывшие борцы и боксёры не умели - только драться. К тому же у них была отличная организация. На стрелку с тремя - пятью уголовниками приезжали человек сорок и метелили урок без пощады.
Был даже случай, когда коронованного вора в законе назначили смотрящим за городом, он приехал весь из себя крутой, так потом еле ноги унёс: спортсменам было наплевать на блатные понятия. За год-два бывшие герои спорта подмяли под себя рынки, обложили данью торговцев. Но вышло так, что победа первой по-настоящему организованной преступности стала одновременно началом её конца.
- Каким образом?
- Причиной стала обычная жадность. Дорвавшись до денег, спортсмены просто переругались друг с другом. Естественно, начались разборки со стрельбой и взрывами. Апофеозом этих криминальных войн стала стычка на набережной в начале 1994 года. Там, под Ворошиловским мостом, сошлись русская и дагестанская группировки. Была жуткая перестрелка, причём добивать раненых дагестанцев их противники поехали в больницу, где продолжили пальбу! Лидер дагестанцев Камал всё же уцелел и сбежал в Европу. Но это не помогло - его изрешечённое тело однажды обнаружили на улице где-то в Чехии.
Хотя и победители тоже радовались недолго. Где-то через полгода киллеры подстерегли их лидера Доктора и прямо в центре Ростова выпустили в него 107 пуль. Дальше один за другим начали гибнуть другие авторитеты. В результате члены группировок просто перестреляли друг друга. Некоторые, впрочем, сообразили, что эта война на уничтожение до добра не доведёт, и отошли от чистого криминала, занялись бизнесом: денег уже хватало. Сейчас многие их них - законопослушные коммерсанты, уважаемые люди.
Когда "сорвало резьбу"
- То есть в начале 90-х всем заправляли спортсмены?
- Нет, были, конечно, и другие группировки. "Сельмашевские", группа Чёрного и Рыжего Симонов - они курировали вокзалы, всех сейчас даже не вспомнишь. Приезжали и иногородние бандиты. Но удержаться в Ростове смогли только пришлые грузинские и азербайджанские группировки, причём каждая специализировалась на чём-то одном. Грузины занимались квартирными и карманными кражами, азербайджанцы угоняли дорогие иномарки. Причём у нас была информация, что они вроде бы как даже наладили контакт с военными и на транспортных самолётах перевозили украденные машины к себе на Кавказ.
- Это уже какой-то полный беспредел.
- И суть этого беспредела заключалась даже не в том, что криминалитет обнаглел до крайности. Главная беда, что и у прочих прежде совершенно законопослушных граждан от запаха больших денег, что называется, начало срывать резьбу. Из-за бизнес-интересов принялись отстреливать друг друга коммерсанты, появились заказные убийства - вещь, прежде небывалая. Прямо от дверей квартиры похитили банкира Уяса - его обгорелый труп потом нашли на Азовском побережье.
Да что коммерсанты - простые люди убивали друг друга из-за квартир, даже семейных ссор. Жёны заказывали убийства мужей. Кровь лилась рекой.
Куда уходят корни коррупции
- Вы рассказываете о главарях организованной преступности: получается, что все они были хорошо известны милиции. Что же мешало тогда арестовать их и положить конец беспределу?
- А за что их было арестовывать? Законы того времени позволяли привлечь их максимум на пятнадцать суток. К тому же... Как-то вдруг получилось, что даже если задерживали кого-то, порой вдруг начинали раздаваться звонки из высоких кабинетов. Большие деньги, которых у оргпрестуности было достаточно, начинали играть свою роль.
- Корни нынешней коррупции действительно уходят в 90-е. Но ведь она поразила тогда и милицейские ряды, разве не так?
- Мне больно об этом говорить: я отдал милиции двадцать семь лет. Но всё верно - именно в то время в нашей системе что-то сломалось. В советское время милиционеры никогда не получали много, хотя это считалось нормой. В уголовный розыск вообще шли настоящие фанатики дела. А тут пришли новые времена и оказалось, что заслуженные розыскники, отдавшие 15 - 20 лет службе, получают меньше дворников. А вчерашние спекулянты, которые прежде считались позором общества, теперь в почёте и ворочают миллионами! Поэтому были в милиции люди, которые сломались. Некоторых разоблачили и привлекли к ответственности, кто-то потом сам ушёл по возрасту. Но подросло новое поколение, которое на первое место ставит уже не честь и порядочность, а деньги. Вот в чём трагедия не только милиции, а, пожалуй, всей страны.
Александр Ключников. Фото Виктора Погонцева
КСТАТИ
Спецназ задержал банду воров
Организованную преступную группу, специализировавшуюся на кражах, задержали донские милиционеры.
Как сообщили в областном ГУВД, в преступную группу входило три человека. Все они - граждане Армении. Воры пробирались в дома и магазины, умело взламывая замки. За несколько месяцев они успели совершить целую серию краж.
Однако сыщики уже шли по следу шайки. Наконец оперативникам стало известно, что жулики собираются снова выйти "на дело". Милиционеры прямо на дороге блокировали БМВ, в котором ехали воры, после чего спецназ произвёл задержание. У главаря банды при обыске нашли пистолет, у всех прочих членов группы в карманах оказались наркотики. Операция по розыску шайки, которую сыщики разрабатывали в течение четырёх месяцев, завершилась за несколько минут.