Игра стоит свеч... здоровья и жизни?

   
   

Возраст жертв от 18 до 22 лет

Вот уже несколько лет в ночь с субботы на воскресенье сотни ростовчан лазают по заброшенным постройкам, теплотрассам, высоткам в поисках зашифрованных кодов.

Это популярная по всей России игра "Дозор" - смесь спортивного ориентирования и "Что? Где? Когда?" Но насколько безопасно новомодное развлечение?

"Орги перегибают палку"

"19-летний нижегородец Алексей Кирбенев погиб, выполняя задание городской игры "Дозор". Он провалился сквозь крышу заброшенного торфяного завода... В прошлом году в Ульяновске 22-летнего Кирилла Жирового убило током в трансформаторной будке. Там организаторы спрятали код, решив, что она недействующая... В июле двое дозорщиков погибли в канализационном коллекторе Липецка. Смерть наступила от удушья..." - всё больше таких сообщений появляется в Интернете. А про Ростовскую область ни одного тревожного сигнала. Но значит ли это, что "Дозор" на Дону безопасен?

...Участвуют шестнадцать команд, состоящих из экипажей на машинах. Все снаряжены ноутбуками и мобильниками. Аппаратура нужна для связи с организаторами - оргами, которые рассылают участникам загадки. В них зашифрованы самые неожиданные места в городе, локации, где спрятано с десяток секретных кодов. Выигрывают те, кто быстрее найдёт их все. Об этих нехитрых правилах рассказал Борис по прозвищу Мистер Боб, капитан одной из сильнейших команд дозорщиков "The Бобры". Он добавил, что есть разные уровни опасности испытаний: N 1, 2, 3, 3++. На уровне N 1 код может быть просто спрятан под лавочкой, а на N 3++ - даже на телевизионной вышке. И никаких страховочных тросов для участников не пред.усмотрено. "Игра захватывающая, - уверяет Борис. - Хотя иногда орги, конечно, перегибают палку и риск бывает нешуточным..."

От риска не отказываются

Он вспоминает локацию в районе рынка "Меркурий", где дозорщики пробирались к цели через полуподвальное затопленное помещение. В первой комнате глубина оказалась неопасной - всего лишь по пояс, но в нескольких местах из воды торчала острая арматура, а дальше по коридору под водой были глубокие ямы. На новочеркасском заводе пришлось взбираться на верхотуру по ржавой лестнице, которая держалась всего на нескольких верхних болтах. Остальные были сорваны. А в Ростове, на улице Туполева, орги спрятали код под крышей заброшенного завода. Туда поднимались по крутым неосвещённым лестницам без перилл. Несколько раз игроки оступались и чуть было не полетели вниз. Недавно с высоты едва не сорвалась студентка из команды Бориса, пока лезла по трубе в старой котельной к очередной локации.

Едва не сорвалась, еле удержались, чуть не задохнулись... Таких моментов хватает. Благо, пока ростовским дозорщикам везёт. Игроки, конечно, могут отказаться от выполнения рискованного задания, но это происходит крайне редко. "Отказаться от адреналина? - удивляется Борис. - Мы же ради него и играем. Будет потом, что в старости внукам рассказать! А опасность... Голова должна быть на плечах. Надо быть аккуратнее".

Любители адреналина в "Дозоре" бывают разных возрастов и профессий. Встречаются зрелые банковские служащие, предприниматели, менеджеры, которые идут на игру, чтобы развеяться после сидячей офисной работы. Но большинство - студенты, рвущиеся к рискованным заданиям. И эти испытания, как показывает практика, не всегда тщательно контролируются организаторами. К слову, все официально известные жертвы в игре были в возрасте от 18 до 22 лет. И никаких внуков, которым в старости можно было бы рассказать о приключениях в "Дозоре", у тех ребят уже не будет.

Татьяна Романова

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

"Запрещать "Дозоры" глупо..."

Александра ПАНовА, 22 года, программист:

- Раньше моим любимым развлечением после работы были компьютерные стрелялки, но полгода назад знакомые посоветовали попробовать не виртуальный, а реальный экстрим. Очень хвалили "Дозор", и я вступила в игру. По заданию оргов мы поехали в заброшенный дом. Начали бродить по комнате с фонарями, и вдруг под моими ногами хруст.нули доски. Чуть не провалилась на нижний этаж. Хорошо, ребята вовремя подхватили. Мне ещё повезло. Отделалась вывихом локтя.

Думаю, запрещать "Дозоры" глупо. Всё равно поклонники экстрима будут играть, причём даже более активно. Ведь запретный плод сладок. Просто организаторам надо тщательнее проверять локации на предмет аварийности. И задания, где приходится лезть на высоту без страховки, ни к чему хорошему не приведут.

МНЕНИЕ

Кто в ответе?

На вопросы отвечает Данил ГОНЧАРОВ, организатор ростовского "Дозора".

- ЧП в "Дозоре" случаются всё чаще. Что предпринимается для предупреждения несчастных случаев?

- Перед игрой мы знакомим игроков с техникой безопасности. К тому же недавно ввели в игру арбитров. Они проверяют у ребят знание правил безопасности и трезвость, особенно перед уровнем 3+.

- Непьющие игроки - это само собой разумеющееся. А насколько тщательно вы контролируете состояние заброшенных локаций?

- При подготовке уровня опасности 3+ организаторам нельзя быть небрежными. Теперь мы проверяем локации на наличие электричества и на возможность очевидных обрушений.

- Только очевидных?

- Да. Всё на свете предусмотреть невозможно. Не отрицаю, что "Дозор" - это игра, связанная с определённым риском. Но наша задача - сделать так, чтобы свести его к минимуму. В официальных правилах есть пункт, где прописано: организатор гарантирует, что выполнение всех заданий безопасно для жизни и здоровья участников и окружающих.

- Но там есть и ещё один пункт: "За всё, что может случиться с участниками в ходе игры, организаторы ответственности не несут". Выходит какое-то противоречие.

- Если человек пострадал по собственной неаккуратности, то организаторы невиновны. Мы отвечаем только за то, чтобы на дозорщика ничего не обрушилось и чтобы не ударило током, как уже произошло в нескольких городах России.

- А неожиданности вроде острой арматуры в воде?

- Надо быть внимательнее и обходить такие участки. Ничего особенно опасного в этом не вижу.

Смотрите также: