14 февраля - день освобождения донской столицы Февральским утром 1943 года по всей стране прозвучал голос Левитана: "Войска Южного фронта под командованием генерал-полковника Малиновского в течение нескольких дней вели ожесточённые бои за Ростов-на-Дону. Сегодня, сломив упорное сопротивление противника, наши войска овладели городом!"
Городские партизаны учителя Югова
Уникальный случай: на степном юге отряд партизан громил врага не в лесной чаще, а на улицах огромного города.
...Начальник городского отдела гестапо был в бешенстве: среди ночи неизвестные проникли на охраняемую территорию вокзала и выпустили горючее из двенадцати цистерн, предназначенных для отправки под Сталинград! Ещё повезло, что удалось сбить пламя, иначе бы сгорело всё вокруг! Вокзал тщательно охранялся, однако ночные мстители каким-то образом сумели снять до зубов вооружённых охранников - неужели Москва прислала диверсантов-профессионалов?
Опасные добровольцы
На самом деле тысячам фашистов, оккупировавших Ростов, противостояли всего полсотни отчаянных граждан, которых собрал в отряд бывший учитель истории Михаил Трифонов.
Проникнуть в Ростов, организовать подполье - такое задание получил он, уходя в немецкий тыл. В городе свирепствовало гестапо, но уже к осени 1942-го Трифонов, взявший для конспирации псевдоним Югов, сумел собрать отряд добровольцев. Поначалу подпольщики занимались лишь распространением листовок, но вскоре отряд превратился в настоящую боевую единицу. У партизан появилось оружие, и оккупанты сразу почувствовали силу сопротивления.
Отряды гестапо носились по Ростову в поисках таинственных диверсантов. Только-только забылось происшествие на вокзале, и вот новое ЧП: какие-то люди пробрались на территорию обувной фабрики и уничтожили весь запас кожи - солдатам вермахта оставалось маршировать к Волге босиком!
О дерзких налётах партизан хорошо знали в Москве. "Подпольщики Ростова уничтожили свыше 200 солдат и офицеров противника, захватили несколько сотен винтовок и автоматов, а также запас патронов..." - сообщала сводка Совинформбюро.
Город спасён
В начале февраля 43-го Югов получил из столицы очередную шифровку: партизаны должны помочь частям Южного фронта, который пойдёт на штурм города, ударив немцев в незащищённый тыл.
То-то удивились фашисты, когда в спину вдруг грянул огонь из десятков стволов. В боях на нынешнем Западном и на Сельмаше юговцы захватили 72 пулемёта и взяли в плен около сотни гитлеровцев. Но главной заслугой партизан стало предотвращение взрыва хлебозавода со всеми запасами муки - освобождённый город был избавлен от голода. По Ростову добровольцы прошли вместе с частями Красной Армии.
За подвиги в немецком тылу Михаила Югова ждала звезда Героя. Но получить её он не успел. Талантливого командира с группой диверсантов снова отправили за линию фронта. Случилось непредвиденное: из-за чьей-то ошибки парашютисты свалились прямо на головы немцев. Четыре часа тринадцать десантников отбивались от полка фашистов. В живых не осталось никого.
Переулок имени Югова в Железнодорожном районе и скупые сведения о его подвигах - не мало ли для памяти героя?
Шесть дней в тылу
В истории Великой Отечественной войны было немало примеров удивительного героизма. Один из них - подвиг солдат Гукаса Мадояна, занявших Ростовский вокзал почти за неделю до начала штурма города.
В 159-й стрелковой бригаде бойцов старшего лейтенанта Мадояна назвали смертниками, когда узнали, какой приказ был им отдан командованием. Под покровом ночи пехотинцам предстояло перейти по льду на правый (кишащий фашистами) берег и укрепиться там, обеспечив огневое прикрытие для наступления основных сил. В ночь на 8 февраля штурмовая группа двинулась через Дон.
Передовой отряд немцы заметили сразу - по красноармейцам открыли шквальный огонь десятки пулемётов. То, что произошло потом, позже назвали одним из самых удивительных примеров героизма. Собрав уцелевших солдат, Гукас Мадоян с оставшимися силами в стремительной атаке пробился на правый берег и занял железнодорожный вокзал.
Потеря станции стала для гитлеровцев катастрофой - под угрозой уничтожения оказались приготовленные для эвакуации эшелоны. На штурм занятого красноармейцами вокзала фашисты бросили авиацию и танки. Но вернуть станцию им не удалось - в течение шести дней бойцы Мадояна отбили сорок три атаки противника, пока 14 февраля войска 28-й армии не начали штурм города. В живых к тому времени осталась лишь небольшая группа бойцов. За храбрость и героизм Гукасу Мадояну было присвоено звание Героя Советского Союза, а президент США Рузвельт наградил его Золотой медалью "За боевые заслуги".
"Свои" палачи
Кровь ростовчан осталась не только на руках фашистов - казнями занимались изменники и дезертиры.
С середины 1942 года в Ростове располагалась зондеркоманда СД-Ц-6, в которой служили перебежавшие к немцам советские граждане. Каратели регулярно выезжали в соседние города, где требовалось привести в исполнение приговор заложникам и пленным. При этом, как позже вспоминали пережившие оккупацию, прислужники фашистов лютовали даже больше, чем их хозяева, - предавшие Родину негодяи старались придумать казнь мучительнее и страшнее.
Так, будучи в Шахтах, каратель Зыков лично выдавливал своими пальцами глаза подпольщикам. Начальник караула СД Пискунов, в свою очередь, предложил руководству зондеркоманды не расстреливать арестованных, а сбрасывать их живыми в шахтный шурф. За короткое время таким образом было казнено около трёх с половиной тысяч человек. Но страсть поиздеваться над жертвами дорого обошлась и самим палачам. Один из пленников, стоя на краю шурфа, неожиданно схватил ухмылявшегося предателя и вместе с ним прыгнул вниз. Позже этот подвиг повторила ещё одна приговорённая к смерти подпольщица - Ольга Мешкова.
В Ростове же полицаи не вылезали из Богатяновской тюрьмы, в камерах которой фашисты держали схваченных советских граждан. Здесь же, в стенах нынешнего следственного изолятора, за несколько дней до освобождения города разыгралась трагедия, столь же кровавая, как и героическая.
Понимая, что Красная Армия вот-вот возьмёт Ростов, шеф зондеркоманды Бибирштейн принял решение казнить всех арестованных. Целый день каратели расстреливали узников - к вечеру было убито около полутора тысяч человек. Однако когда изуверы поднялись на второй этаж, в них неожиданно полетели камни. Невероятным образом арестанты смогли открыть дверь камеры и соорудить в коридоре баррикаду. С железными прутьями против автоматов восставшие поначалу даже сумели оттеснить своих мучителей. Но продолжался бой недолго: прибежавшие на подмогу эсэсовцы забросали баррикаду гранатами, непокорившихся пленников по одному добивали штыками...
После войны розыском палачей из зондеркоманды СД-Ц-6 занимались сотрудники КГБ. В 60-е и 70-е годы все остававшиеся в живых каратели были найдены и осуждены.
Смотрите также:
- Ворошиловский стрелок Люда. Как актриса в одиночку остановила немецкий танк →
- Вечный огонь в донской столице не угасает почти 40 лет →
- Улицы забытых героев →