Каждый год Ростовский медицинский университет выпускает более пятисот человек, но всё равно во многих лечебных учреждениях города и области не хватает специалистов.
Наша редакция выяснила, почему это происходит, у начальника Управления кадровой и организационно-методической работы Минздрава РО Анатолия БЕКЕТОВА.
Непопулярные специальности
- Анатолий Павлович, куда же девается этот огромный выпуск? Неужели, получив диплом, они сразу оставляют медицину?
- Конечно, есть и те, кто, окончив вуз, в здравоохранении ни дня не работает. Но их сейчас единицы. Проблема в другом. До 95-го года было строгое государственное распределение. Молодых врачей в обязательном порядке отправляли туда, где был особенный дефицит. Потом посчитали, что такой недобровольный метод ущемляет свободу личности. Его отменили. Но, по сути, раньше всё было справедливо: ты обучаешься на бюджетные средства, так отдай долг государству, отработай там, где ему требуется. А теперь врачи сами выбирают место работы. Все стараются остаться в большом городе и в область едут неохотно. Неправильное распределение кадров.
- Хорошо, что есть целевики, которые наверняка вернутся в районы.
- Да, но совсем недавно целевая программа не содержала юридических обязательств со стороны студента. Проще говоря: если целевики вдруг решат остаться в Ростове, никакие штрафные санкции им не грозят. И только четыре года назад у нас появилась уверенность в том, что они действительно вернутся работать в область. С ними стали заключать контракты. Приезжие, конечно, могут нарушить соглашение и не покидать Ростов, но тогда они должны вернуть деньги, потраченные на их обучение в интернатуре и ординатуре, а также надбавки к стипендии. Правда, такая ситуация - редкость. Кстати, эта программа предлагается не только целевикам. Однако городских студентов-контрактников крайне мало. Они ищут работу в Ростове и по престижной специальности.
- И какие же специальности в почёте?
- К примеру, акушеры-гинекологи, чего не скажешь об особенно дефицитных теперь рентгенологах, фтизиатрах, судмедэкспертах, патологоанатомах. Последних вообще почти нет. По первым перечисленным узким специальностям в этом году пошло хотя бы несколько человек, а будущих патологоанатомов - ноль. Эти профессии нужны, уважаемы, но всё же считаются у студентов непрестижными. Радует, что хотя бы в рентгенологию ребята потихоньку потянулись. Раньше многие опасались облучения, но недавно по области установили современную аппаратуру, благодаря которой риск сведён к минимуму. Но вот патанатомия отталкивает. И от фтизиатрии молодых врачей отпугивают риск заражения и контингент пациентов. Основную массу больных туберкулёзом составляют бездомные и люди, которые вышли из мест заключения.
Стареющие кадры
- Но есть же доплаты за вредность, а в специфические специальности всё равно не идут. В области государство вроде бы помогает с жильём и создаёт все условия, а выпускники всё так же не горят желанием ехать туда.
- Ну понимаете, там такой размер доплаты... Очень скромный. А что касается субсидий на жильё в области, то их действительно предоставляют. К тому же средняя зарплата сельского врача выше, чем у городского. Но, тем не менее, молодые люди туда не стремятся. Считают, что в городе большая возможность профессионально вырасти и сделать карьеру. Вот и получается: в Ростове те же акушеры-гинекологи стоят в очереди за работой, а Куйбышевский район криком кричит: срочно требуются эти специалисты. Но выпускники туда не поедут. Будут лучше на четверть ставки здесь, чем за приемлемую зарплату в селе.
- Неужели нельзя повлиять на молодёжь?
- Мы уговариваем их каждый год. Министр и сотрудники Минздрава, руководители областных больниц, преподаватели медуниверситета собирают всех студентов и рассказывают: получать практические знания гораздо лучше в области, где нет конкуренции, а работать возьмут на ставку и в полную силу. В районах выпускники нужны особенно, ведь там остро стоит проблема старения кадров. Средний возраст общей массы работающих врачей 46 лет, 25% - пенсионеры, которые уходят каждый год. Нам приходится постоянно восполнять значительную потерю этих специалистов, укомплектованность врачами так медленно растёт. Но покидают профессию не только пожилые люди. Давайте говорить откровенно. Сейчас мы все живём по рыночным законам, все ищут прибыль, и, естественно, это отразилось на медицине в том числе. Типичная ситуация: студент окончил вуз, устроился в больницу. Зарплата пять тысяч с небольшим, на эти деньги не прокормить ни себя, ни семью. Тогда он начинает искать другое место, где будут платить. Или вообще уходит из профессии, или, как чаще всего происходит, направляется в медбизнес, например, в частные фармацевтические компании. И в этом случае деньги, потраченные на его обучение, уже не вернёшь. Нет такого механизма. Выходит, что сейчас на государственные деньги мы готовим специалистов в частные структуры... Зачем? Что делать? Вопросы есть, ответ дать сложно.
Анна Ивченкова
Смотрите также:
- «Кормятся мечтами». Почему выпускники школ не выбирают рабочие профессии? →
- Владимир Гутерман: «Нужно возрождать химическую отрасль в регионе» →
- Как остановить исход врачей? →