Однажды в подвал заглянуло солнце...

   
   

Он поднялся со дна жизни на вершину творчества

Имя Владимира Карначёва хорошо известно поклонникам русского авангарда.

Его картины второй год подряд отбирают координаторы Королевской академии искусств Великобритании. Выставка в Англии ввела Карначёва в число самых известных художников современности.

- Но ещё недавно я был на самом дне жизни, - неожиданно говорит художник.

Над пропастью во лжи

Те дни начинались именно так: условный стук в окно полуподвального помещения - через секунду на подоконнике возникала бутылка, а за ней появлялось красное от нетерпения лицо соседа:

- Ну чё, Володька, по маленькой?

Владимир откладывал кисти, и в мастерской начинался очередной "праздник", к которому подтягивались выпивохи со всей округи.

- Пить я начал, когда распался Союз. Как у нас на Руси водится, с горя, - вспоминает он. - До этого было несколько лет бедной, но счастливой жизни. Днём работал оформителем, ночью писал для души. Жена бросила работу техника-математика и ради того, чтобы нам дали жильё в полуподвале старого дома, устроилась работать в домоуправление. Там наконец-то у меня появилась отдельная комната - мастерская.

Поиски форм не прошли даром. Талант Карначёва заметили, приняли в Союз художников. А значит, можно было заниматься любимым делом да ещё и получать госзаказы стоимостью в десять инженерских зарплат. Жизнь налаживалась.

Но вскоре после развала Союза развалился и Союз художников. Принять новые усло.вия выживания Владимир не смог и всё чаще искал утешение в вине. Жена просила бросить. Умоляла! Он обещал, но...

Уже через год на смену друзьям-интеллектуалам пришли работяги-собутыльники. А потом произошло самое страшное - Владимир понял, что уже не может писать. Цвет он чувствовал только на трезвую голову, а трезвым уже не бывал. Так прошло пять лет...

- Я понимал, что уже давно живу на самом дне - каждое утро начиналось со стакана. Занимал деньги, искал какие-то шабашки. И не знаю, чем бы закончилось, если б однажды, провожая жену в санаторий, вдруг не осознал, что Вера может уехать от меня навсегда... Меня охватил панический ужас. И я сказал себе: всё!

Звоночек судьбы

В тот день Владимир впервые не открыл своим "товарищам" дверь. Прошли неделя, другая, месяц. И однажды он увидел, как за маленьким подвальным окном рождается заря. Алый цвет медленно просачивался в комнату, смешиваясь с полутонами тёмных стен. Ему вдруг захотелось перенести эту победу света над тьмой на холст. Краски сопротивлялись.

- Было такое чувство, что я забыл всё то, что наработал за годы. Мне хотелось писать, но писать не так, как раньше. Я искал что-то новое. И вдруг стал отчётливо видеть свои будущие картины. Одним словом, от запоя алкогольного ушёл в запой творческий, - улыбается он. - Я устроился работать сторожем, а всё свободное время проводил в мастерской.

Самые известные свои картины он написал именно в тот период. Это серии натюрмортов, портретов и пейзажей, жанровых работ. С каждого холста брызжет сочный цвет жизни. Цвет Карначёва. Им он передаёт и светлую грусть одинокой натурщицы, и обезоруживающую женственность обнажённой, и буйство красок утомлённого жарой старого Ростова. Карначёва сравнивают с Модильяни, Шагалом, Пикассо...

Многие ростовские художники потянулись в Москву, пытались пробиться в столичные галереи. А Карначёв всё так же складывал свои работы в мастерской.

- Что ты прячешь их? - как-то спросил его приятель. - Сейчас многие галереи берут картины. Оценивай и отдавай.

На дворе был конец девяностых. Люди еле-еле сводили концы с концами. А тут на один холст и краски триста рублей ушло - треть его зарплаты. Кто же купит картину за такие бешеные деньги? Так думал Владимир, отдавая несколько своих работ в галерею.

Но картину купили. За ней другую, третью. А потом раздался звонок, который разделил его жизнь на "до" и "после".

- Мы с женой и друзьями собрались в автопутешествие по Золотому кольцу. Уже сели в машину, как Вера зачем-то вернулась в дом. И тут же позвала меня к телефону. Помню, я даже отругал её, что подняла трубку: мы же спешили. На другом конце провода приятный голос просил нас задержаться на несколько минут: мол, приедет любитель живописи посмотреть мои работы. В городе он гость нечастый, поэтому в другое время посмотреть их уже не сможет. Пришлось остаться...

Но вместо одного гостя к Карначёвым приехала целая делегация. По дорогим костюмам Владимир понял, что его скромную мастерскую посетили какие-то влиятельные люди. Лицо одного из них показалось ему знакомым.

"Маршал Шапошников", - представили его. Владимир лишился дара речи. Маршала сопровождала супруга Земфира Николаевна - ценительница живописи и известная московская галеристка. Она-то и заметила работы Карначёва в донском музее и попросила его разыскать...

Пропущенный рейс

Через несколько месяцев Земфира Шапошникова устроила в Москве первую выставку донского художника. В галерею пришли настоящие ценители искусства, и вскоре слухи о таланте Карначёва поползли по Москве. Его работы стали покупать, о его оригинальном стиле студенты писали курсовые работы.

- Что у меня за почерк, я и сам не знаю. Искусствоведы называют мою манеру продолжением традиции русского авангарда. А я просто получаю удовольствие от работы и не забиваю себе голову вопросом, как обозначать свою манеру, - говорит он.

...А чуть позже к нему домой пришли две ухоженные женщины. Одна из них объяснила, что в галерее на Кировском они видели несколько его работ и хотели бы посмотреть другие.

- Дама представилась Ирэной Ивегбу. Она наша землячка. Много лет живёт за рубежом и ищет таланты. В тот день в галерею она зашла просто потому, что оставалось время до вылета обратно. Ей понравились мои работы, и она захотела познакомиться с автором. Вот такой подарок судьбы, - удивлённо произносит Карначёв, будто всё ещё не верит, что это было с ним...

В тот день Ирэна и Владимир до глубокой ночи составляли каталог его картин. Уже в Англии Ивегбу показала работы Карначёва известному галеристу Ли Бенсону, и тот решил представить ростовского художника миру.

...Вскоре Владимир с женой отправились в Бирмингем. На его персональную выставку. Западные критики высоко оценили работы. Когда художник увидел суммы, которые появились под картинами, не поверил своим глазам: цифры с пометкой "в евро" заканчивались тремя нулями.

- Ещё больший шок я испытал, когда их стали покупать! За одну ночь я стал известным и успешным художником. Нам с Верой тут же предложили переехать в Англию, но мы отказались: в гости просто так не сходишь, душу другу не изольёшь. В общем, мы вернулись домой, в Ростов, - улыбается он.

"Мои работы словно мои дети..."

Сегодня работы Владимира Карначёва хранятся в частных коллекциях и собраниях музеев Швейцарии, Германии, США, Кореи и многих других стран. А он наконец-то смог построить уютный дом и просторную, светлую мастерскую. Покупает самые лучшие краски и холсты и уже, не отвлекаясь ни на что, работает ночи напролёт.

- Каждая новая работа для меня - это новый мир ощущений и познаний, и часто работы даются мне непросто. Но самым тяжёлым стал "Старый диван". Он должен был стать жемчужиной моей английской выставки. Дело оставалось только за несколькими мазками, и тут я понял, что картина должна быть другой.

Четверо суток он не выходил из мастерской - мазок за мазком... Но краски смешивались в грязные полутона. В конце концов художник понял, что окончательно испортил холст. В ярости он схватился за нож, чтобы навсегда расстаться с упрямым полотном. Но вдруг в глазах его потемнело и он опустился на кресло: сказались бессонные ночи.

"Чёрт с ней, с этой работой", - художник лёг на тахту, чтобы наконец-то выспаться.

Но как только он закрыл глаза, перед ним вновь появился "Старый диван". Только уже другой, с сочными красками, которые он так долго искал. Откуда-то пришла необъяснимая лёгкость. Он встал и подошёл к холсту, и к рассвету появилась та самая жемчужина английской выставки - лучшая работа Карначёва.

- Цены своим работам я не знаю. Мои картины словно мои дети. В них мои неприкрытые чувства, откровения и любовь, - признаётся художник. - А как такое оценишь?

Светлана Ломакина. Фото из архива В. Карначёва

Смотрите также: