Об уникальном анатомическом музее при кафедре судебной медицины Ростовского медуниверситета "АиФ на Дону" писали не раз.
Основал музей (в 1929 году) и самолично спроектировал здание для него первый зав. кафедрой - приват-доцент Александр Шибков, прибывший в Ростов вместе с эвакуированным Варшавским университетом. А уже к середине 30-х годов детище учёного получило признание даже за рубежом: об обилии экспонатов (свыше 2 тысяч!), редкости некоторых из них писали немецкие медицинские журналы...
Последние же два года здание в переулке Нахичеванском, 38, заперто. Часть экспонатов при перевозке разбилась, другие потеряны. Большую часть оставшегося попросту негде выставлять.
Умышленный поджог
В какой-то момент, проводя для меня экскурсию среди уцелевшего, Вил Иванович Акопов, на протяжении 26 лет заведующий, а теперь профессор кафедры, машет рукой: "Обидно на всё это смотреть..." Пожар в 2-этажном особнячке, где располагались кафедра, музей и учебные аудитории, вспыхнул в ночь на 15 апреля 2005 года. Экспертизой установлено: возгорание произошло из-за умышленного поджога здания в пяти местах (!). Тогда же среди прочих муссировалась версия: неким строительным компаниям приглянулась земля в центре Ростова, которую и занимал особнячок.
- Так получилось, что в огне да и позже, при тушении, больше всего пострадала крыша. Первые два месяца мы, сотрудники кафедры, преподавали в ужасных .условиях - крыша текла, - вспоминает В. Акопов. - А потом сбросились сами, небольшую сумму денег в складчину собрали студенты и сотрудники Областного бюро суд.мед.экспертизы - на это мы ку.пили плёнку, краску, молоток, гвозди и др. Затянули плёнкой чердак. Затем в ректорате нам заявили: "Ищите себе другое место, потому что денег на ремонт нет". Но куда нам идти?! Спасибо бюро, которое протянуло нам руку...
...Глухое складское помещение и две маленькие аудитории (одна из которых на чердаке), выделенные бюро СМЭ, и есть нынешние апартаменты музея. Да ещё 4 узких шкафа удалось втиснуть в комнаты, в итоге выделенные кафедре в одном из корпусов университета.
"Учим на пальцах"
То, что для широкой публики переезд да и фактически исчезновение необычного музея остались незамеченными, в принципе, понятно: вход туда не был свободным, что объясняется, мягко говоря, специфичностью выставляемого. Черепа, по разломам которых можно понять, была ли смерть убийством или самоубийством; плавающие в банках с формалином человеческие органы, наглядно демонстрирующие изменения при инсульте, инфаркте, специфических отравлениях, и т.д. Сохранилось, кстати, и несколько экспонатов, собранных ещё Шибковым. Один из них - уже хрестоматийная, описанная в научной литературе голова известного ростовского гангстера 20-х годов, иллюстрирующая бытовавшее в те годы заблуждение: мол, в глазах убитого, как на фотоснимке, запечатлевается облик убийцы. Уничтожая "снимок", убийцы (подельники гангстера) изрезали трупу веки...
- Но для учебного процесса значение музея ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНО! Теперь же мы его почти не используем: многое выставлять негде, невозможно организовать былые тематические комнаты. Студентов учим, что называется, на пальцах, - констатирует Акопов.
О реставрации дряхлеющих экспонатов, пополнении коллекции речь уже даже не идёт.
Виктория ГОЛОВКО
Фото автора
Смотрите также:
- «Ветра культуры» в Таганроге. Каким стал типичный посетитель донских музеев →
- Время, вперёд! Уникальные часы начали отсчёт нового времени ДГТУ →
- Спасут ли уникальный музей? →