Столовые приборы в гостинице "Националь" он брал грубыми шахтёрскими руками. Никогда прежде Леонид Чорба не думал, что однажды окажется в Москве и встретится с Софи Лорен...
Он сидел за столиком, ему подавали стерлядку с блинами, а метрдотель по-французски интересовался, что месье будет пить. Леонид не знал, как ответить, потому что таких слов на родной шахте он никогда не слышал.
Вода всё сметала на своём пути
Он сидел в номере "Националя", когда по телевизору сообщили: "В Москву с официальным визитом прибыла Софи Лорен". На следующий день они должны были увидеть друг друга.
У неё всемирная слава. У него - жена-продавщица, двое детей и город, в котором он всю жизнь проработал горняком и где закрылась последняя шахта.
...Она закрылась из-за трагедии, когда в октябре 2003 года грунтовая вода хлынула в скиповый ствол шахты "Западная-Капитальная". Вода всё сметала на своём пути, она едва не унесла жизни 46 шахтёров, которые работали в тот день. Шахтёры надолго оказались оторванными от внешнего мира. На поверхности их спасения ждали родственники и сослуживцы... Леонид Чорба ждать ничего не стал, а возглавил бригаду по спасению горняков.
Страшная неделя под землёй
- Несколько суток подряд мы бурили подземный ход от шахты "Комсомольская правда" в сторону шахты "Западная", - говорит Леонид. - Только через этот ход можно было извлечь шахтёров, оказавшихся в беде.
За пять суток бригада Леонида Чорбы пробила 60 метров подземного хода. Ни в какие стахановские вахты не была так чётко организована работа. Прохождение сбойки шло беспрерывно: обуривание забоя, закладка шпуров, взрыв, уборка осыпавшейся горной массы. Запылённость была такой, что на смену не хватало респираторов...
Когда ход прорубили и шахтёров подняли на поверхность, итог операции ошеломил самых авторитетных экспертов - всего один погибший и один пропавший без вести. Это при том, что остальные, выжившие, шахтёры неделю ничего не ели и могли погибнуть не только от обрушения штольни, но и от обезвоживания.
"Мы растерялись и не запомнили ни одного слова"
...Леонид Чорба чувствовал себя чужим среди роскошных апартаментов гостиницы "Националь". Он и в Москве бывал редко, но в тот раз приехал, чтобы получить за свой подвиг Международную премию "Золотое сердце". Она вручается за особые достижения в служении высшим идеалам человечества. Патронесса премии - Софи Лорен.
- Только это награда не моя лично, - говорит Леонид. - Софи Лорен присудила премию всей нашей бригаде. Но к тому моменту, когда мы узнали об этом, на шахте уже никто не работал, многие разъехались на заработки. Поэтому в Москву за премией я поехал лишь с тремя своими сослуживцами. Мы не ожидали, что на церемонии вручения нас первыми пригласят на сцену. Признаться, мы так растерялись, что не запомнили ни одного слова Софи Лорен. Только позже, в записи по телевизору, я услышал, что она говорила о добре, на которое русские особенно щедры.
Потом слово дали Марку Захарову. Протягивая статуэтку, он нам сказал: "Подвиг, который вы совершили, очень наш, русский. Это зов сердца. Корни подвига - в нашей земле. Спасибо вам, герои".
Статуэтка выполнена из драгоценных камней и металлов.
- А где теперь награда? - поинтересовался я у Леонида.
- Не знаю, - пожал он плечами. - Мы отдали её в шахтоуправление. Но шахты закрылись и спросить теперь не с кого...
Кстати
"Золотое сердце" - не единственная награда, которую получил Леонид за спасение шахтёров. В 2003 году в Кремле его награждал Президент орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
- Когда Путин крепил орден к моему пиджаку, - вспоминает Чорба, - я набрался смелости и тихо сказал: "Владимир Владимирович, простите Бога ради, но внучка очень просила привет вам передать". Возникла пауза. Мне стало неловко. Президент убедился, что орден крепко держится на лацкане пиджака, пожал руку, очень по-доброму посмотрел мне в глаза и также тихо ответил: "И вы ей передавайте".
Смотрите также:
- Чтобы «цапануло». Какие стихи для Малежика пишет бывший крановщик →
- Звёзды сошлись. Жители Дона рассказывают о знаках судьбы →
- В Ростове нашли врата в потусторонний мир →