Памяти Фаины Раневской

   
   

27 августа 2006 года исполняется 110 лет со дня рождения величайшей актрисы - Фаины Георгиевны Раневской, народной артистки СССР, одной из самых гениальных и значимых фигур в мировом театральном и кинематографическом искусстве XX века. Эти воспоминания написаны мною исключительно для читателей "АиФ на Дону" - еженедельника, который никогда не забывает о нашей великой землячке, уроженке города Таганрога, помнит и любит её по-прежнему. Низкий поклон за это всей редакции!

История знакомства

В 1978 году я заканчивала в Новочеркасске 10-й класс, когда в "Комсомолке" появилась новая рубрика - "Кумир мой". Откликнувшись на призыв газеты, я написала письмо своему кумиру - народной артистке СССР Фаине Георгиевне Раневской. Я обожала эту актрису до слёз, знала назубок все её роли, собирала открытки с её изображением и подшивку газетных и журнальных публикаций о ней. А дальше произошло неожиданное: "Комсомолка" передала моё письмо лично адресату, и вскоре сама Фаина Георгиевна позвонила мне домой! Поблагодарив за письмо, за добрые слова о её творчестве, Раневская продиктовала свой московский адрес и пригласила меня к себе в гости: "Деточка! Только поторопитесь: мне скоро 82 года. Большая уже совсем, правда?"

...В то лето я не поступила ни на факультет журналистики МГУ, ни в один из театральных вузов и за день до отъезда домой решила воспользоваться приглашением своего звёздного кумира. С белыми гладиолусами в руках я отправилась 27 августа прямиком в Южинский переулок - недалеко от станции метро "Пушкинская".

Я попала, что называется, с корабля на бал, поскольку оказалось, что именно в этот день Фаина Георгиевна отмечала свой день рождения (о чём я, конечно, знать не могла) - ей исполнилось 82 года. Мой ступор Раневская сняла очень быстро - она заговорила со мной так просто и сердечно, приняла меня с таким радушием, будто мы были знакомы давным-давно. Границы общения между вчерашней школьницей и народной артисткой СССР практически исчезли - магия таланта Раневской мастерски проявилась даже здесь. Через полчаса разговора Фаина Георгиевна знала обо мне буквально всё и, накормив меня обедом, она о моей дальнейшей судьбе уже говорила как бы и от себя лично: "Мы должны подумать, что нам делать дальше..."

"Как там мой родной Таганрог?"

Фаину Георгиевну очень радовало то обстоятельство, что я из Новочеркасска: "Это рядом с моим Таганрогом, деточка, совсем рядом!" А узнав, что я не раз бывала и в самом Таганроге, великая актриса и вовсе сентиментально прослезилась:

- Вы бывали в домике Чехова, Наташа? Так вот, а наш дом совсем-совсем рядом! Я ведь до сих пор люблю и наш дом, и наш двор! Интересно, что стало теперь с моей гимназией, изменилась ли набережная и вообще: как там мой родной Таганрог?

Помолчав, Фаина Георгиевна грустно вздохнула: "Ну какая из меня москвичка, если я и по сей день вижу во сне то донской степной ковыль, то наше мелкое Азовское море..."

Узнав о моих безуспешных попытках покорить столичные вузы, понимающе кивнула: "А знаете, дитя моё, меня ведь в своё время тоже никуда не приняли. Дали мне понять, что я некрасивая и неталантливая. Так что никаких театральных институтов я не заканчивала, а артисткой вот стала. И вроде бы не самой плохой, правда?"

И Фаина Георгиевна рассказала мне об уроках мастерства, которые ей много лет подряд давала замечательная актриса Павла Леонтьевна Вульф, любимая ученица самой Комиссаржевской! Вспоминала она и о том, какими были на сцене Станиславский, Качалов, Алиса Коонен...

- Одно грустно: о ком бы я ни заговорила, как тут же вспоминаю, что и этого человека уже давно нет на земле. Порой ощущаешь себя каким-то шаманом, тревожащим душу покойных...

"Муля, не нервируй меня!"

В гостеприимный, тёплый и открытый дом Фаины Георгиевны Раневской я приезжала ещё пять раз. И неизменно она встречала меня как самого дорогого и желанного гостя. Каждая из пяти встреч - с 1978-го по 1984-й памятна по-своему. Я побывала и на репетиции в Театре им. Моссовета, где она служила, и на спектакле "Дальше - тишина" по пьесе Вины Дельмар, где главным партнёром актрисы по сцене был блистательный Ростислав Плятт, и в её знаменитой гримёрке, где, как говорили, рождалось большинство бессмертных афоризмов Раневской вроде: "Кремлёвская больница - кошмар со всеми удобствами" или "Вытянутый в длину лилипут". А ещё Фаина Георгиевна несколько раз оставляла меня у себя дома ночевать. К счастью для меня, актриса в тот период страдала бессонницей и почти до утра я, позабыв про всякий сон, слушала её удивительные воспоминания, её неподражаемые рассказы о встречах и дружбе с удивительными людьми: Ахматовой, Пастернаком, Орловой, Шостаковичем, Рихтером, Твардовским... Если я задавала какой-то вопрос, Фаина Георгиевна реагировала с юмором: "Какая же вы умница, что до сих пор слушаете меня, старуху..." На "вы" она обращалась ко мне все шесть лет нашего общения, считая это правильным.

Я уже была студенткой факультета журналистики и училась в университете, а Фаина Георгиевна всё сокрушалась, не зря ли она отговорила меня от актёрского ремесла, советовала чаще бывать в театре, любить его хотя бы в качестве зрителя. "Талантливый зритель, - говорила она, - дорогого стоит!"

Регулярной была и наша переписка: вот уже более двадцати лет храню я как зеницу ока все семь личных карточек - писем актрисы, а также подаренные ею книги и фотографию с дарственной надписью. Письма Раневской весьма откровенны:

"Вы недовольны тем, что меня редко показывает телеэкран, но ведь это не моё дело - взывать внимание к себе равнодушных служащих, чинушек от искусства. Очевидно, есть и такая профессия" (21.10.80г.)

"Я настрадалась, общаясь с неопытными режиссёрами, и потому боюсь их непрофессионализма..." (27.10.81г.)

Кстати, знаменитая фраза из "Подкидыша" - "Муля, не нервируй меня" берёт истоки из детства самой Фаины Георгиевны. Именно так -"муля" обращался отец семейства к матери. Правда, в жизни фраза звучала чуть иначе: "Муля, не надо меня волновать". Актриса признавалась: "Я никогда не произнесла бы эти слова в фильме, если б знала, что они меня так увековечат".

Само собой разумеется, что я никогда не просила Фаину Георгиевну что-либо повторить из её знаменитых кинореплик. Но однажды случайно купила в Москве бутылку "Pepsi" - дефицит в ту пору. Мы открыли с актрисой бутылку, она подставила бокалы и, когда я наливала напиток, произнесла с неподражаемой интонацией из "Подкидыша": "Меньше пены!" От смеха я едва не выронила бутылку из рук. Фаина Георгиевна шутку повторила - я буквально сползла с кресла от хохота и долго не могла успокоиться. Причём сама актриса смотрела в этот момент на меня с абсолютно непроницаемым лицом - смеялись только её добрые лучистые глаза...

Сцена - это как болезнь...

Мало кому известно, что гениальная и великая Раневская с детства страдала боязнью пространства - обратная сторона клаустрофобии. Каждый раз она почти уговаривала себя не бояться огромной сцены, а едва увидев свет рампы, колосники, тут же забывала обо всём. "Сцена - это как неизлечимая болезнь, - повторяла она, - и лучше болеть, чем лечиться".

Фаина Георгиевна любила талантливых людей. Она при мне открыто радовалась успеху своих коллег, в доме звучали знакомые имена: Андрей Миронов, Инна Чурикова, Марина Неёлова, Маргарита Терехова, Аркадий Райкин... Огорчалась, что сама всю жизнь была не так востребована, как могла бы, - и в театре, и в кино. Поэтому была счастлива, как ребёнок, когда однажды ей позвонили с киностудии "Союзмультфильм" с предложением озвучить роль домоправительницы Фрекен Бок в мультсериале "Малыш и Карлсон".

- Вот это характер! - говорила она с восторгом. - Здесь же есть что играть, в роли есть воздух, жизнь!..

...В 1984 году Фаины Георгиевны не стало. Похоронили народную артистку СССР по её прижизненной просьбе на Донском кладбище столицы.

До сих пор издаются книги о жизни и творчестве замечательной актрисы. В столичных театрах, где она служила, есть стенды памяти Ф.Г. Раневской с фотоколлажами театральных работ. Её театральные шедевры и кинороли не забыты самым широким зрителем и сегодня. А в родном Таганроге, на родине Фаины Георгиевны, власти города до сих пор, видимо, не знают, нужен ли городу музей актрисы или нет на ул. Фрунзе, 10, - в доме, где родилась и выросла наша великая и гениальная землячка. Вот уж поистине: "Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка"...

Смотрите также: