И смех сквозь слёзы, и любовь...

   
   

Ростовчанин Александр Кук впервые вышел на манеж больше полувека назад, когда ему было 6 лет.

Для циркового ребёнка, принадлежащего к четвёртому поколению цирковой династии Куков, которая была известна в России ещё в позапрошлом столетии, в этом нет ничего удивительного.

Век циркового артиста недолог. Александр Кук 20 лет как на пенсии, но до сих пор выходит на манеж. А сейчас совместно с другим известным ростовским клоуном - Борисом Артемьевым организовывает школу клоунады.

Сомалиец влюбился в донскую казачку

- Кук - это ваш цирковой псевдоним?

- Нет, настоящая фамилия. Досталась от предков-африканцев. Дразнили меня с самого детства. А когда ещё и Высоцкий спел про Кука, которого съели аборигены, вообще житья не стало. Я как-то встретил его в московском ресторане, подошёл:мол, из-за этой песни проходу не дают. Он улыбнулся и сказал, что впервые видит живого Кука.

- А как ваши предки-африканцы оказались в России?

- В XIX веке из Сомали приехал антрепренёр Вильямс Кук с женой-француженкой, знаменитой наездницей Марией Годфруа, и обосновался в Севастополе с летним цирком со множеством животных. Выступления пользовались успехом, и через некоторое время он забрал из Сомали своего брата Сайера, моего прадеда. Тот объезжал лошадей у знаменитого Гагенбека, охотника и дрессировщика, поставляющего животных в европейские цирки. Жена Сайера умерла, и он приехал в Россию с сыном Багри и дочерью Жанетой. С номером "Акробаты на верблюдах" прадед разъезжал по городам. А потом перешёл на лошадей и создал прекрасный номер в акробатическом жанре.

Куприн писал о них в своих рассказах

Когда Багри было 14 лет, Жанете - 13, они выступали в цирке с огромным слоном Ямбо, - продолжает Александр. - Слон стоял на тумбе на задних ногах, а на его клыках на двух трапециях чёрные мальчик с девочкой исполняли воздушный номер. Для России что слон, что негритята были экзотикой. Этот номер так запал в душу Куприну, любившему цирк, что он писал о нём в своих рассказах. Потом Ямбо взбесился, разнёс слоновник и его застрелили. После этого дети Сайера тоже стали жокеями. Жанет выступала с сольным танцевальным номером на лошади, Багри - с труппой жокеев.

В цирке Первиль Багри влюбился в очаровательную гротеск-наездницу, племянницу директора. Её звали Аннет Первиль, но на самом деле она была донской казачкой Анной Маншиловой из станицы Цимлянской. Её отец, буфетчик цирка, и тётка, жена директора, были недовольны тем, что Ане приглянулся жокей-африканец. И молодые обвенчались тайно. А вечером того же дня в комнату Багри ворвалась полиция, требуя вернуть беглянку. Но Багри сказал, что Анна отныне его жена и всегда будет рядом с мужем. У них родился сын Женя, мой отец. Впоследствии Евгений Кук стал одним из лучших жокеев России и в 60 лет стоял на лошади как влитой. Я тоже 28 лет был жокеем. После травм не мог уже ездить и стал клоуном. А вот жена моя отработала 23 года воздушной гимнасткой.

Пять поколений цирковой династии Куков

- Ваша мама тоже циркачка?

- Да, она из Иванова. Из-за этого меня друзья в шутку называют "ивановский негр". Работала часовым мастером, пока её не пригласили в кордебалет к знаменитому иллюзионисту Кио. Только она недолго там танцевала: встретила папу.

- Есть уже и пятое поколение династии Куков...

- Да, мой сын Олег работал со мною дуэтом больше 10 лет в номере эквилибр на перше, длинной палке, которую я держал. Но ему уже 28. Он вырос, и мне тяжело его таскать. Год назад я ушёл из номера, но до сих пор работаю на манеже - в разговорном жанре.

Смотрите также: