Провести зимние каникулы, скажем, в Москве, наконец-то увидеть Карелию. Неплохо даже и зимой на Байкале. Вот только каждому ли сегодня по карману увидеть родную страну или хотя бы поездить по самым интересным местам родного края? Что и где можно посмотреть в Ростовской области?
Мы попытались найти ответы на эти вопросы.
- У Ростовской области немалый туристический потенциал. А в том, как много можно увидеть в России, вряд ли надо кого-то убеждать. Люди мечтают побывать на Камчатке - в тамошней долине гейзеров, на Соловках, на Байкале, Селигере, проехать по Золотому кольцу, - перечисляет Татьяна Нечепаева, генеральный директор одной из крупнейших ростовских турфирм, председатель Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты области.
«Но, чтобы внутренний туризм задышал полной грудью, нужна продуманная господдержка», - подчёркивает она.
О том, что мешает наслаждаться туробъектами России, донскими достопримечательностями, наш разговор.
Сочи по цене Ниццы?
- Татьяна Владимировна, сначала спрошу немного о другом: насколько «просел» сейчас заграничный туризм? Звучит такая цифра: дескать, на Дону продано на 40% заграничных новогодних туров меньше, чем в это время в прошлые годы.
- Я думаю, падение даже ощутимее. Продажи новогодних туров за рубеж сократились в нашей области больше чем наполовину. Почему? Основная причина: из-за выросшей стоимости доллара и евро туры, конечно, поднялись в цене. Вторая причина: часть дончан из-за введённых санкций попали в списки невыездных. Наконец, сказались банкротства в туроператорской сфере, происходившие в последние месяцы.
Часть людей попросту потеряли свои деньги: заплатили за путёвки, но ничего не получили... В нашей области из-за банкротства «Лабиринта» пострадали порядка трёх тысяч человек. Что касается «Лабиринта», выяснилось: его застраховали на одну сумму, а объёмы работы этого туроператора были в десятки раз больше. Но почему?! Почему можно обанкротиться, а завтра создать новую фирму и работать? Другими словами, очевидно, что законодательная база, которая существует в нашей отрасли, несовершенна. Её необходимо срочно доводить до ума. Причём претензии сегодня зачастую к «крупным игрокам». Я не слышала ни об одном банкротстве региональных небольших туристических фирм или операторов.
- Сегодня, когда туры за границу подорожали, самое время, как кажется, путешествовать по своей родной стране. Но не все россияне могут позволить себе побывать даже в Москве: сложите стоимость проезда, проживания в московских гостиницах... Есть легендарный Байкал, красивейшая Карелия, сезон белых ночей в Петербурге... Да что говорить? Многие никогда не видели столицу своей Родины - Москву...
- Я совершенно с вами согласна. Во-первых, Россия - большая страна. Зачастую цена одного только проезда занимает в стоимости тура значительную долю. Порой больше половины. Я давно говорю о том, что необходимы какие-то туристические тарифы или субсидирование государством туристических поездок россиян по своей стране. Недавно я была в Бельгии. Казалось бы, что там той Бельгии... Ведь это крошечная страна. Но! Государство стимулирует граждан путешествовать на родине. Например, продаются билеты выходного дня в железнодорожном транспорте. Там считается: человек путешествует прежде всего в выходные. Такой билет стоит в 2-3 раза дешевле обычного! Можно купить льготный семейный билет.
Мы о таком можем пока лишь мечтать. На самолётах подобной практики нет. Есть групповой тариф на российской железной дороге. Но... Во-первых, оформить его - головная боль. Во-вторых, скидка всё равно очень несущественная.
Вот вы упомянули проживание. Да, в ряде городов, в том же Ростове, не хватает бюджетных, доступных по цене гостиниц, недостаточно в России кемпингов, семейных отельчиков. Вот мне сейчас немцы-туристы говорят: «Нам дешевле слетать в Испанию, в море покупаться, чем приехать в ваш Ростов». Туристы - и россияне, и те же европейцы считают свои деньги. А теперь особенно.
Вообще в России далеко не всегда есть понимание: туристы хотят, чтобы поехать куда-то было доступно по цене, но и сервис был бы приемлемым. Не так, чтобы десять человек в номере и удобства на этаже. У нас же ошибочно думают: мол, дешёвое позволительно сделать убогим. А за хороший сервис можно драть бешеные деньги.
Если говорить откровенно, даже те курорты, что под боком, разве они так уж доступны по цене? Разве все дончане могут позволить себе отдохнуть в Сочи, в Крыму? Я ещё до Олимпиады, побывав в Сочи, возмущалась: Сочи уже себя Ниццей возомнил. Сервиса надлежащего нередко нет, а цены лупят!.. Дорого стоит даже просто еда. Выпить чашку кофе где-нибудь на набережной страшно, потому что дорого.
Ау, речной трамвайчик...
- Если денег на дальние поездки нет, могли бы выручить путешествия по Донскому краю. Но люди жалуются, что это неособо интересно и не очень комфортно.
- Я глубоко убеждена, что Донской регион может позиционировать себя как регион с туристическим потенциалом. На самом деле туристы к нам едут. Вот у меня на будущий год есть заказы от групп из Германии, даже из США. Немцы, кстати, говорят: мол, Юг России очень недооценён в мире. Они с удовольствием любуются на наши степи, посещают сёла, где сохранилось что-то от старины, казачьего быта. Сельский туризм в мире сейчас вообще ОЧЕНЬ востребован. Люди устали от мегаполисов. Им хочется увидеть нетронутую природу, пожить в сельских домах, где им испекут блинчиков, научат варить варенья... Иностранцам нравится ростовский Центральный рынок. Говорят: мол, у вас продаётся натуральная еда, а у нас много суррогатов, заморозки. Они посещают с удовольствием Таганрог, Новочеркасск, Азов и т.д. Однако всё это не означает, что проблем нет. Их множество! Те же немцы говорят: «Если бы у нас был такой ресурс, мы бы уже давно порядок навели!» У нас много грязи, мусора... Да если б только это!..
Начнём с того, что у нас есть такой бесценный ресурс, как река Дон. В советские времена ходили «ракеты». Сейчас нет ни «ракет», ни речных трамвайчиков, на которых можно было бы плавать и в Азов, и в Старочеркасск, в Багаевку, Семикаракорск и пр. Берегоукрепления нет, пристаней нет, пароходиков достойных прогулочных нет... Это в Венгрии на прогулках по Дунаю (они очень недорогие) зарабатывают деньги. Мне посчастливилось попасть на трёхчасовой круиз: сидишь у панорамного окна, всё очень комфортно. Ходит официант. Можно кофе выпить, шарлотку заказать. У нас о таком отдыхе не приходится и мечтать...
Нет вообще конкретизированной программы развития туризма как на федеральном, так и на областном уровнях. Читаешь - много общих слов. А где конкретика? Нет «карманов» на трассах для туристических автобусов, недостаточно мест, где людям по пути можно элементарно сходить в туалет, покушать. Это не говоря о том, что далеко не все донские ценные объекты в таком виде, что можно их показать.
- Что именно вы имеете в виду?
- Ну, скажем, есть у нас Донская Троя. Это остатки крепости, которая старше легендарной Трои. Но что есть в том месте? Ничего, нет даже нормальной дороги... Стоит в Ростове домик баронов Врангелей. Наша фирма в своё время предлагала епархии взять его в безвозмездную аренду. Мы были готовы его за свои деньги восстановить, хотели сделать там Музей согласия, возить туда экскурсии. Но вскоре узнали: домик продан. Он так и стоит убогим, без отопления, рушится... В таком же жалком виде другой памятник - бывшее здание Ростовской музкомедии. Вот и получается: то, что имеем, не храним. Могли бы зарабатывать на показе таких объектов миллионы, а они в полном запустении.
Наконец, даже знаковые донские изюминки - Вёшенскую, хутор Пухляковский надо доводить до ума. Начнём с того, как туда (если это негрупповая экскурсия) с комфортом добраться. Пока внутренний туризм не будут развивать системно, продумывая всё до мелочей, большого толку не будет.