Можете ли вы представить свою жизнь без ароматных листьев, залитых горячей водой? Во всемирной истории чай стал неотъемлемой частью жизни многих народов. Это могут быть дружеские посиделки со сладостями, таинства китайской чайной церемонии или просто как своего рода утренний семейный ритуал перед походом на работу.
Сегодня, 21 мая, в Международный день чая Rostov.aif.ru побеседовал с экспертом в области чайной индустрии, автором книги «Похвала чайной глупости» и бизнесменом Сергеем Простаковым.
«Брови долголетия»
Чаёвничать Сергей любил с детства. А вот о китайском чае узнал только к концу 90-ых. Культура китайского чаепития заинтересовала Сергея, и он решил в ней разобраться поподробнее. В 2012 году Сергей впервые заказал первую партию чая из Поднебесной для себя и близких. Но потом так увлёкся процессом, что оставил свою основную профессию и открыл собственный интернет-магазин по продаже чая.
«Сначала были две поездки в Китай, которые убедили в меня в том, насколько эта культура обширнее и глубже, чем видится из России. А главное, стало понятно, насколько мало у нас достоверной информации о чае. Начались постоянные контакты с китайскими друзьями, покупки книг и попытки их переводить, чтобы не опираться на слухи и сплетни, которыми был полон российский рынок. Лет пятнадцать назад, например, все были уверены, что специфический вкус и аромат шу пуэр приобретает из-за того, что его на долгие годы закапывают в землю», — рассказывает о своем начале пути Сергей Простаков.

Одна из историй появления напитка гласит, что чай возник благодаря основателю чань-буддизма Бодхидхарме. Согласно легенде, Бодхидхарма усердно медитировал на горе Ча, но уснул. Проснувшись, он в гневе вырвал собственные ресницы (или брови) и бросил их на землю. На следующий день Бодхидхарма вернулся на место медитации и обнаружил, что там выросли саженцы, и, попробовав отвар из листьев, понял, что он имеет свойство «прогонять сон».
Так и появилось слово «чай», произведенное от названия северной горы Ча, при этом английское tea пошло с юга Поднебесной, где у местных слово «тэ» — это чай. А в честь легенды о Бодхидхарме был назван один из известнейших сортов белого чая «шоу мэй», в переводе с китайского — «брови старца». Кстати, русское «байховый чай» пошло от китайского слова «байха» — почка. На рынке русским купцам показывали чай и кричали «байха, байха», чтобы показать качество. Купцы решили, что так обозначается самый дорогой чай. И «байховый» стал синонимом «элитного».
«Историй о появлении чая великое множество, и эта легенда — лишь одна из них. Также распространена легенда о Шень-нуне, прозванном в народе „царь лекарств“. Во время своих походов и изысканий Шень-нун отравился каким-то растением и обнаружил чайные побеги, при жевании которых ему стало легче. После этого он решил сделать отвар из чайных листьев и обнаружил его целительные свойства», — рассказывает Сергей.
Чай бывает разным
Чай делится не только на привычные зелёные и черные (в странах Азии такой называется красным) сорта. Есть белый чай, улун, пуэр и желтый чай. Разделение идет благодаря различной степени обработки и ферментации: желтый чай почти не обрабатывается, зелёный могут пропаривать или даже обжаривать (в зависимости от региона) и после он может проходить несколько степеней сушки, как и улуны, черный чай проходит ферментацию в течении более долгого времени. Но есть время приготовления чая, а есть время его созревания. Если зеленый чай стоит максимально дорого сразу после приготовления, то пуэры ценятся за возраст созревания. А это могут быть десятилетия.

«Как я и говорил, сортов чая около 12 тысяч и китайцы ежегодно увеличивают этот список. За последние несколько лет регистрацию прошло около полусотни культиваров (сортов куста), а с каждого может делаться по несколько сортов чая. Поэтому на рынке все время появляются новинки. И это невероятно интересно, потому что новая чайная история пишется на наших глазах», — рассказывает Сергей Простаков.
Также на рынке распространены и ароматизированные чаи, которые известны широкому потребителю — молочные, фруктовые и ягодные улуны. Особое распространение в России получил шу пуэр, которому не нужно долгое «вылёживание», и он бывает готов к продаже уже через 40 дней.
«Молочный улун — это торжество химической промышленности. История была такая: как-то в 70-ых годах прошёл сильный дождь, совпали погодные условия — дожди, туманы, температура, и чай готовый неожиданно приобрел молочное послевкусие, которое очень понравилось покупателям, и они потребовали еще. Но вот беда — больше такого чая не было. И тут на сцену вышли химики, решив эту проблему с помощью пищевых ароматизаторов. Потом появились и другие вкусы — виноградные, ананасовые и прочие. Примерно тогда же, в 1973 году, появился и шу пуэр, а связанно это было с проведённой национализацией Китаем чайных хозяйств. Старый пуэр просто пропал с прилавков, но своих почитателей он не утерял, а спрос порождает предложение. Запасы старого чая были не бесконечны. Его выпивали, огромное количество чая было вывезено на Тайвань бежавшими бизнесменами и владельцами чайных компаний. И тогда на государственном чайном заводе в Китае была разработана технология „во дуй“ — влажное скирдование, позволяющее создать нечто подобное старому пуэру за пару месяцев», — рассказывает эксперт.
Чайные культура и бизнес в России
Несмотря на распространённость черного чая в России еще с XVII века и поддержания чайной культуры в СССР, серьезный толчок китайское чаепитие получило в конце 90-ых и начале 2000-ых. Способствовало этому сразу несколько факторов, это и повсеместный экспорт чая из Китая, а ещё — попытки зависимых людей уйти от болезни в чайный мир. Некоторые врачи считают, что этому способствует «ритуальность» чайной церемонии.

«Это все работает на самовнушении, и если чайные церемонии и питьё чая помогает человеку оставаться трезвым — то и слава Богу. Но этих людей больше интересуют эффекты, которые они зачастую себе придумывают, порождая собственную мифологию о чайных состояниях». Сама культура и история чайной традиции им редко бывает интересна. Были случаи, когда я видел, что люди варят пуэр на энергетике, и боюсь представить, что происходит с их сердцем», — комментирует развитие культуры чаепития наш спикер.
Все больше появляется чайных магазинов и на улицах Ростова. Но так же быстро многие и закрываются. Многие начинающие предприниматели делают попытки на поприще китайского чая и чайных церемоний, но нередко прогорают на этом.
«Это очень „медленный“ бизнес. Заниматься им могут люди, которые действительно любят этот напиток. Они готовы долго ждать первой прибыли. Но многие хотят всего и сразу. А ещё думают, что чай и церемонии — это просто помещение, вода и сырьё. Но это не так. Я долго набирал своих покупателей будучи максимально не клиент-ориентированным продавцом. Мне очень сильно помогла пандемия 2020 года — все чайные позакрывались и люди ринулись в интернет искать, так я получил свою клиентскую базу от Владивостока до Сочи. Покупатель довольно разношерстен: от профессоров до простых рабочих», — с юмором комментирует Сергей.
Чай полюбился многим нашим соотечественникам. Даже официантам в кафе оставляют «на чай».
«Есть знаменитая китайская поговорка: „Лекарство лечит от определенной болезни, а чай — это лекарство от тысячи болезней“, и я определенно согласен с этим», — заключил Сергей Простаков.