«Я заболела горами!» Как учёный-биолог проверяет себя в турпоходах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. "АиФ на Дону" 07/06/2017 Сюжет Необычные хобби дончан
Эмма Гаевая: это не поход вовсе, а своеобразный тренинг, где можно себя проверить, получить интересный опыт общения. / Эмма Гаевая / Из личного архива

Большую часть года она серьёзная учёная дама, паразитолог, кандидат биологических наук. Но иногда она взваливает на плечи рюкзак, отправляется в горный поход и буквально преображается. Там другая жизнь, другая роль.

Обо всём этом мы и поговорили с Эммой Гаевой.

Досье

Эмма Гаевая. Родилась в г. Керчь.

В 1987 году окончила Ростовский педагогический институт/

В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности паразитология.

Хобби – рукоделие.

«Я всегда любила химию, поэтому вопрос, куда поступать, не стоял. Окончила факультет биологии и химии Ростовского пединститута. Все возвышенные мечты о занятиях наукой несколько поблекли, когда меня по распределению отправили в глухую деревню учить детей биологии.

Прожив всю жизнь в городской квартире, я никак не могла привыкнуть к отсутствию элементарных удобств. Приходилось топить печку углем, таскать воду. Так прошло три года. Потом вернулась и устроилась в Ростовский институт микробиологии. Через некоторое время закончила при нём аспирантуру, защитила кандидатскую по специальности паразитология. Это была моя первая вершина в науке.

К сожалению, как раз тогда начался полный развал, наука стала не в чести, зарплату почти не платили. Ушла в частную фирму, где выращивали грибы. Эта работа довольно интересная, и, как ни странно, именно она позволила применить знания на практике. Я разработала рецепт жидкой питательной среды для выращивания грибов. К сожалению, через несколько лет компания перестала существовать, а меня пригласили в Институт земледелия, сейчас он называется так: Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Я стала заниматься земледелием.

Процесс познания

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Представляется, как вы копаете, сажаете или мнёте в ладони ком земли и провозглашаете: «Пора сеять!» Земледелие далековато от микробиологии...

Эмма Гаевая
Эмма Гаевая: о своей работе я могу говорить бесконечно. Фото: Из личного архива Эммы Гаевой

Эмма Гаевая: Знаете, как раньше определяли время сева? Способ несколько необычный: старый дед садился в борозду, спустив штаны. Если мягкое место не стыло сразу, то он давал отмашку: пора. В каждой деревне был такой «заседатель», ему верили, как календарю.

Сейчас, конечно, существует масса других способов определения времени посева. То земледелие, которым занималась я, одно из ответвлений агробиологии. Хотя вы правы, были и резиновые сапоги, и поле, правда – опытное. На нём изучали процессы водной эрозии. Разбиты делянки, на которых посеяны различные культуры с разной устойчивостью к эрозии: зерновые, пропашные (кукуруза, подсолнечник), многолетние травы (люцерна).

В нашей области около 60% полей имеют небольшой уклон. Когда начинается таяние снегов, то потоки воды сносят в балки и пруды плодородный слой и необходимые для растений питательные вещества. Поэтому проблема стоит довольно остро. Учёные нашего института разработали способ, как этого избежать: культуры сеют полосами, чередуя эрозионно устойчивые и неустойчивые.

Сейчас, если вы обращаете внимание, сажают много подсолнухов. Понятно почему: есть спрос на постное масло. Но они в буквальном смысле «высасывают» из земли все соки, после них не остаётся достаточного слоя питательных веществ в почве. За 50 лет содержание гумуса на полях Ростовской области упало на 30 %. Виной всему неграмотное хозяйствование на сельхозземлях. Желая получить сиюминутную выгоду, фермеры три года подряд высевают подсолнухи, потом почву не удобряют, урожаи падают.

О своей работе могу говорить бесконечно, потому что для меня наука не рутина, а всегда что-то новое - исследования, результаты. Последние годы я заведую аспирантурой, но научную деятельность не оставляю, много пишу статей в журналы, участвую в конференциях.

Проверяя себя

- Эмма Анатольевна, а как получилось, что в вашу жизнь вошли горы? Что это - поиски романтики?

- Да что вы, - смеётся. - Это попытка испытать себя. Наше опытное поле расположено на довольно большом склоне, иногда там за день не один километр «намотаешь». Я подумала однажды: «А выдержу ли я в настоящих горах? Дай-ка проверю». И вскоре отправилась в свой первый поход на Кавказ. Подготовилась скрупулёзно, работа научила меня быть внимательной к любой детали. Поэтому неожиданностей вроде натёртых ног и недостаточно тёплой одежды не было.

Для себя я решила, что это не поход вовсе, а своеобразный тренинг, где можно себя проверить, получить интересный опыт общения. Я уже не говорю про то, как горные тропы полезны для физического здоровья. А самое главное - я заболела горами. Поняла, что хочу возвращаться сюда вновь и вновь. Что и делаю вот уже почти 10 лет.

В группе обычно человек 25 - сложившаяся компания. Фото: Из личного архива Эммы Гаевой

В группе обычно человек 25. Сейчас у нас уже сложившаяся компания. Люди приезжают из разных городов. Мы заранее списываемся через Интернет, обсуждаем все детали предстоящего путешествия. Кстати, и руководитель у нас много лет один и тот же, а вот маршруты разные, в основном в Кавказ­ских горах.

- А какие они, любители горных троп?

- Разные. И по профессии, и по возрасту. Есть 17-летние, и пожилые, и рабочие, и научные сотрудники. С нашей группой ходила в походы семья с детьми, младшему из них 10 лет. Однажды наблюдали такую картину: параллельно с нами двигались мама, папа, бабушка и ребёнок полутора лет, Мишенька. Кругом огромные камни, по которым нужно прыгать, тропа довольно опасная. Миша устало ковылял рядом, на руки его брали редко. На наше предложение понести ребёнка в рюкзаке они посетовали: мол, и так тяжело нести детское питание в баночках на 10 дней. Словом, воспитывали настоящего мужика.

Практически у каждого члена нашей группы есть необычное увлечение: йога, цигун, танцы бачата и сальса. Мне интересно общаться с этими людьми, открывать для себя что-то новое.

Часто в горах мы встречаемся с отшельниками, которые нашли умиротворение среди безмолвных белых вершин и лесистых склонов. Так, один из них живёт в малюсенькой избушке, в окружении нескольких собак, топит зимой буржуйку и читает Мандельштама.

Поразила меня история одной женщины из Первоуральска. После смерти мужа побывала в горах - и её зацепили местные красоты. Она вернулась в родной город, закрыла свой бизнес, предложила взрослой дочери поехать с ней в горы, но та отказалась. Женщина приобрела себе люксовое снаряжение, комбинезон и встретила новогодние праздники в палатке на склоне горы. Так она прожила почти год. К сожалению, не знаю, как сложилась в дальнейшем её судьба.

Из забавных персонажей нам встречался Павел, поэт из Минска (именно так он всем представляется). В рюкзаке свитер и большой рулон полиэтилена. Вечером он читает у костра свои стихи, гадает всем желающим на картах Таро. Похолодало ночью - он свитерок надел, в полиэтилен для тепла завернулся и спит. Утром встал, умылся и дальше пошёл - куда глаза глядят.

Эмма Гаевая: люди, любящие горы, говорят, что они благотворно влияют на природу, а природа на них. Фото: Из личного архива Эммы Гаевой

- А если на протяжении по­хода (а это примерно 10 дней) идёт дождь, холодно, не возникает желания всё бросить и очутиться в тёплой городской квартире?

- Если с погодой не повезло, то приятного мало. Но зато тогда особенно приятно оценить прелести горной бани. У реки из крупных камней выкладывается топка. Костёр горит внутри полдня, пока камни не раскалятся докрасна. Потом над топкой из жердей строим каркас, который плотно обтягиваем огромным куском полиэтилена. Вот и готова баня.

Поверьте, по температуре ничем не отличается от обычной. Только рядом гремит речка, над тобой шумят деревья. Тепло от раскалённых камней наполняет тело необыкновенной энергией. Конечно, это возможно только на небольших высотах. В Приэльбрусье выше отметки 2500 метров костёр развести уже не получится: слишком разряженный воздух.

- То есть сидите на сухом пайке?

- Ни в коем случае! Просто готовим на специальной походной газовой горелке. Мы за день проходим большие расстояния, поэтому хорошо питаться нам просто необходимо. Кстати, в высокогорье отлично восстановить силы помогают шоколад и сало.

В наших путешествиях часто готовлю. Вкусно и сытно накормить 20 человек на горном склоне не так-то просто. Но с годами освоила эту науку. А если нам в сторожке попадётся печка-буржуйка, то могу в ней хлеб испечь: на угли ставится кирпич, на него форма - и изумительно пахнущий каравай готов!

Еноты-воришки

- Знаете, самые большие враги наших продуктовых запасов - это еноты. Воруют еду из рюкзаков и палаток. Был у нас как-то контейнер с замаринованным шашлыком. Переход был тяжёлый, мы решили сразу лечь спать, а мясо зажарить на следующий день. Хорошо обернули контейнер в несколько пакетов и поставили в речку (отличная замена холодильника в походе). Каково же было наше удивление, когда мы увидели утром, что мясо исчезло вместе с контейнером. Следы маленьких лап на берегу не оставили сомнений в личности воришек. И подобное случалось не раз.

- Что ж, они чувствуют себя хозяевами местных лесов.

- Это так. Зато некоторые туристы не чувствуют себя хозяевами, ведут себя по принципу: «А после нас хоть потоп». Попадаем на живописную поляну высоко в горах, но вместо любования красотами начинаем убирать мусор, оставленный здесь нашими предшественниками: стёкла, бумага, пакеты. Мне стыдно за таких горе-путешественников.

Вкусно и сытно накормить 20 человек на горном склоне не так-то просто.
Вкусно и сытно накормить 20 человек на горном склоне не так-то просто. Фото: Из личного архива Эммы Гаевой

В Кавказских горах, в верховье реки Пшада, есть большой старый дуб, который могут еле-еле обхватить пять взрослых человек. Добирались туда тяжело, почти всё время шли по колено в воде, устали. Поддерживала мысль, что скоро увидим чудо-дуб. Наконец древнее дерево перед нами, но в каком виде... Половина его мёрт­вая, сожжённая. И это не молния, а дело рук человека, который решил развести в дупле великана костёр.

Но в основном люди, любящие горы, говорят о том, что они благотворно влияют на природу, а природа на них. Именно за этим мы приходим сюда каждый год.

Я рада, что у меня будто две жизни: в одной иду с рюкзаком за плечами по каменистой тропе, в другой поле на склоне и интересные научные будни.