Примерное время чтения: 9 минут
2432

Взрывчатка вместо печенья. Пилот о спасении захваченного в 1990-х самолёта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ на Дону" 25/01/2017
Случившееся 22 года нахад в Махачкале командир Як-40 Юрий Шляхов помнит до мелочей.
Случившееся 22 года нахад в Махачкале командир Як-40 Юрий Шляхов помнит до мелочей. / Юрий Шляхов / Из личного архива

22 года назад, в 1994 году, ростовский пассажирский самолёт Як-40 был захвачен в Махачкале террористом. В заложниках тогда оказались пять членов экипажа и 22 пассажира, в том числе – четверо детей. 

Подробности той трагической истории читателям «АиФ на Дону» рассказал командир экипажа захваченного борта, а ныне специалист службы авиационной безопасности Ростовского аэропорта, потомственный авиатор Юрий Шляхов.

Досье

Юрий Шляхов. Родился 1 декабря 1948 г. в донской столице.

По окончании средней школы поступил в Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Позже прошёл школу лётной подготовки и окончил Ульяновское высшее лётное училище.

Потомственный авиатор. Инженер по разработке и поддержанию мер противодействия актам незаконного вмешательства САБ аэропорта Ростова-на-Дону.

Захват

Ирина Ароян, «АиФ на Дону»: Юрий Николаевич, 25 октября 1994 года пилотируемый вами пассажирский самолёт оказался захваченным террористом. Расскажите, как всё происходило.

Юрий Шляхов: Наш экипаж в тот день выполнял авиарейс по маршруту Ашхабад – Махачкала – Ростов-на-Дону на самолёте Як-40. Был тёплый осенний вечер. Мы благополучно приземлились в столице Дагестана и взяли на борт нескольких пассажиров. Но минут через 30 после взлёта в двери кабины пилотов постучались. Мы решили, что это наша стюардесса Светлана Лисунова, и открыли дверь.

В кабину тут же вломился незнакомый мужчина. Светлана попыталась преградить ему дорогу, но он резко оттолкнул её и приставил нож к моему горлу. Преступник сразу же заявил, что самолёт захвачен, у него наготове взрывчатка и, если я опущу левую руку, раздастся взрыв. После этого потребовал лететь в Иран. Но поначалу заявил, что мы должны вернуться в Махачкалу, чтобы самолёт дозаправили, а ему выдали два миллиона долларов наличными.

Борт-инженер Юрий Мудрак подоспел мне на помощь, и вместе со стюардессой они попытались отвлечь внимание бандита. Тем временем я незаметно нащупал ногой фальш-розетку и передал сигнал бедствия диспетчеру. К тому же нам удалось включить сигнал срочности, чтобы на земле знали, что самолёт захвачен.

- Террорист не заметил ваших манёвров?

- Ему было лет два­дцать пять, и, по-видимому, это был десантник, хорошо знакомый с авиационной техникой. Но отвлекающие манёвры сработали. К тому же мы громко объявили диспетчеру в Махачкале о якобы обнаруженной неполадке на борту и запросили экстренную посадку. На взлётно-посадочной полосе наш самолёт сразу же окружил ОМОН. По громкой связи террорист озвучил свои требования - два миллиона долларов наличными, парашют и беспрепятственный вылет в Иран. В противном случае пообещал взо­рвать самолёт вместе с пассажирами.

В том, что свои угрозы террорист в любой момент был готов привести в исполнение, никаких сомнений не было. Взрывчатку он постоянно держал наготове, сообщив нам, что он детдомовец, родных и близких у него нет и терять ему нечего. А умирать одному скучновато... Кстати, позже мы узнали от спецслужб, что его рассказ от начала до конца был ложью. В действительности у него были родители, братья и сестры.

Инженер по разработке и поддержанию мер противодействия актам незаконного вмешательства Службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта Ростова-на-Дону Юрий Шляхов. Фото: Из личного архива Юрия Шляхова

Трое суток без сна

- А как тогда террористу удалось пронести взрывчатку на борт самолёта?

- У него было восемь аммоналовых шашек цилиндрической формы, схожей с печеньем. Он выбросил из пачки содержимое, а вместо печенья сложил туда взрывчатку. Дополнительные детали пронёс без труда. В те времена рамки металлоискателя были допотопные и, видимо, на взрывчатую смесь не отреагировали. К тому же, полагаю, служба безопасности Махачкалинского аэропорта отнеслась к своим обязанностям халатно. До начала 90-х годов функции авиационной безопасности осуществляла милиция. И только в октябре 1994 года была создана соответствующая служба. С тех пор меры контроля значительно ужесточились, и, если вам приходилось летать самолётами, вы, наверняка, ощутили это на себе.

Но вернёмся к террористу. Согласно купленному билету, он сидел на первом ряду и соседнее с ним пассажирское кресло пустовало. И когда самолёт набрал высоту, преступник за несколько минут без каких-либо помех собрал взрывное уст­ройство.

- А как на происходящее в самолёте реагировали пассажиры, ведь среди них были женщины и дети?

- Истерики в салоне не было. Во многом это была заслуга нашей стюардессы Светланы, которая вела себя просто героически и своей выдержкой и внешним спокойствием вселила в людей надежду. Среди пассажиров было несколько военнослужащих. Мы опасались, что они вмешаются в ситуацию и это закончится катастрофой. А потому командир эскадрильи призвал ребят вести себя спокойно и делать вид, что ничего не происходит. Со стороны это выглядело сюрреалистично: самолёт захвачен, террорист готов в любой момент подорвать борт, а ребята в военной форме, как ни в чём не бывало, дремлют на пассажирских сиденьях.

- Как долго длился захват?

- Без малого трое суток. Когда мы приземлились в Махачкалинском аэропорту, на взлётную полосу, помимо омоновцев, сразу же приехали прокурор Дагестана и психолог. Они безрезультатно пытались уговорить бандита сложить оружие, обещая ему взамен полную неприкосновенность. Но он отвечал им бранью и требовал денег. Спецслужбы тянули время, ожидая прилёта поднятой по тревоге группы «Альфа» и периодически передавали захватчику небольшие суммы денег, мотивируя это тем, что два миллиона долларов собрать сразу крайне сложно.

Спустя несколько часов после приземления в Махачкале преступник согласился выпустить сначала детей, женщин и стариков. А на следующий день - остальных пассажиров, стюардессу и второго пилота Вячеслава Абраменко. Коллеги долго отказывались покидать самолёт, не желая оставлять товарищей в беде. Но потом кое-как удалось их уговорить. В итоге в самолёте остались четверо: командир эскадрильи Евгений Маринец, борт-инженер Юрий Мудрак, я и террорист.

Лётная выдержка

- Трое суток в замкнутом пространстве с террористом. Что вы испытывали тогда - страх, усталость?

- Лётчики, как правило, народ выдержанный. К экстренным внештатным ситуациям нас специально подготавливают. А потому мы старались вести себя согласно инструкциям с разумной поправкой на складывающиеся обстоятельства. Конечно, на третьи сутки нервы были на пределе. Сказывались усталость и две бессонные ночи. То же, по-видимому, испытывал и сам террорист. Дабы не уснуть, он то и дело колол себя длинной острой иглой, привязанной ниткой к карману. 

Экипаж Юрия Шляхова представлен к государственным наградам.
Экипаж Юрия Шляхова представлен к государственным наградам. Фото: Из личного архива Юрия Шляхова

Впрочем, уснуть в той ситуации было сложно. Постоянно велись переговоры с «землёй», выпускались заложники, нам подвозили еду и деньги для захватчика. Пожалуй, больше всего мы волновались тогда не о себе, а о наших близких. Ведь у каждого из нас в Ростове оставалась семья - дети, жёны, тогда ещё живые родители.

- Вашим родственникам сразу сообщили о захвате?

- Да, о случившемся они узна­ли в тот же вечер. Трудно себе представить, что им пришлось пережить в эти дни. Руководство авиакомпании ежечасно было с ними на связи. Как могли, успо­каивали. Сообщали, что происходит на взлётной полосе, какие меры спасения предприняты.

- А на что рассчитывал преступник? Другое государство в любом случае выдало бы его России.

- На исходе третьих суток террорист неожиданно спросил меня о погоде в Баку. Оказалось, что он планировал вылететь из Махачкалы в тот же вечер, а когда мы будем пролетать над столицей Азербайджана, выпрыгнуть из самолёта на парашюте. Но трёхдневные бессонница и усталость взяли верх. Поэтому он принял решение перенести наш вылет на утро. А сам, заперев нас в кабине, уснул в салоне. Тогда через замаскированную под обшивку форточку мы спрыгнули на землю. А через пару минут «Альфа» начала штурм. Взять живым захватчика не удалось. Он подорвал себя прямо на борту самолёта.

- И какова судьба подорванного Як-40? Машину пустили на металлолом?

- После взрыва в самолёте образовалась дыра. По окончании следственных работ предприимчивые коммерсанты выкупили борт у авиакомпании, очистили его от авиационного оборудования и открыли там небольшой ресторан.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах