В жизни ростовчанина Виталия Дюдина велосипеды занимают особое место. С детства. В четыре года он оседлал «Конька-Горбунка». Став постарше, крутил педали «Школьника» и «Камы». В десять впервые собрал взрослую двухколёсную «Украину»...
Однажды Виталий и его знакомый Александр Ширинг (инициатор фестиваля ретромототехники) стали собирать коллекцию старинных велосипедов. А пять лет назад Дюдин открыл в Ростове галерею ретровелотехники, где каждый может посетить её абсолютно бесплатно. Среди желающих оказался и rostov.aif.ru.
Здесь «Горбунок», там «Олимпик»
Стоит лишь раз что-то попробовать в жизни, и ты понимаешь — это твоё. Так случилось у Виталия Дюдина, когда он сел на свой первый велик.
«Я не помню себя на трёхколёсном, — признался Виталий. — Но чётко помню: нам с другом по четыре года, впереди большая лужа и мы смело проезжаем по ней. Я на двухколёсном „Коньке-Горбунке“, друг на почти таком же „Олимпике“. В начале 90-х „Конёк-Горбунок“ с приставными колёсиками был идеальным вариантом для того, чтобы научиться ездить».
Виталик рос и менял стальных коней. «Школьник», «Кама», «Украина», «Десна». Эти модели хорошо известны любому, кто любил погонять с ветерком во второй половине ХХ века. Но Дюдин не просто катался. Он совершенствовал технические навыки. «Я всегда интересовался техникой. Например, ещё в восемь лет прочёл руководство по ремонту ВАЗ-2106, „шестёрки“, а в десять впервые сам собрал велосипед, — делится Виталий. — Это было в 1997-м. Деду как фронтовику выдали на его заводе новенькую „Украину“. Рама, колёса, кареточный узел — всё по отдельности в промасленной бумаге. Я посмотрел на это, взял инструменты и стал собирать».
— Собрали?
— Собрал.
— И что испытали? Гордость?
— Боль. Я неправильно собрал заднюю втулку. Поехал. Упал. Сломал палец. Потом с отцом разобрались в чём дело, купили деталь и собрали как надо, по инструкции.
Прокат, ремонт и галерея
В 2014 году Виталий Дюдин и Александр Ширинг решили объединить усилия по созданию коллекции ретровелосипедов. У каждого из них уже было несколько моделей, но хотелось большего. К тому же, такая коллекция нуждалась в серьёзной техподдержке.
Дюдин, который уже весьма хорошо ремонтировал велосипеды и автомобили, мог её обеспечить. За годы коллекция расширилась. В ней теперь порядка 30 единиц.
«В основном, это велосипеды Александра, но и мои там тоже есть, — признаётся Виталий. — Помимо трёх- и двухколёсных моделей представлены веломопеды, советские самокаты и мотороллеры. Но велосипедов больше всего».
Самый возрастной в этой коллекции — английский «Ролле» с немецким мотор-колесом и бензобаком. Затем следует двухколёсный «Харьков»: на него есть номер, выданный ГАИ Новочеркасска в 1958 году (тогда любую веломашину ставили на учёт).
Замыкает эту тройку трёхколёсный «Ветерок», выпущенный в конце 50-х. К раритетам в этой коллекции относится и более молодая иномарка — трековый «итальянец» «Биянчи» (Bianchi), который выпускался ограниченной серией совместно с брендом одежды «Стреллсон» (Strellson).
«Я профессионально занимался прокатом велосипедов и их ремонтом, даже сформировал собственный банк запчастей, что весьма помогает поддерживать коллекцию в рабочем состоянии, — говорит Дюдин. — Однако понял, что галерея ретровелосипедов мне по-настоящему интересна. Она проработала в Ростове пять лет в здании XIX века в переулке Островского (до революции здесь была макаронно-галетная фабрика купца Чурилина). Мы провели более 60 мероприятий. В основном, это экскурсии для иногородних туристов. Они узнавали в интернете, что есть наша галерея, и специально сюда приезжали. Поодиночке и семьями. И искреннее радовались, когда видели у нас велик, на котором катались в детстве».