Аристотель, Сократ, Платон… Имена древнегреческих философов до сих пор находятся на слуху, хотя они жили задолго до начала нашей эры. Посвятив всё отведённое время осмыслению мира, им удалось обрести вечность в научных трудах и сборниках афоризмов. Но актуальна ли философия для современного человека?
Плоды философии
– Популярна ли сегодня философия как наука? Особенно, если сравнить с тем, что было раньше.
– Позиции философии как науки в современном обществе примерно такие же, как и в прошлые века. В этом плане мало что меняется. Философия всегда была занятием небольшого круга людей: философов, ну, ещё примыкавших к ним интересующихся философией. Это была какая-то часть образованного слоя, очень небольшая. Популярной философия стала в эпоху Просвещения в XVIII в., когда новые идеи широко обсуждались в салонах знати во Франции, Англии, Германии, потом России. Во Франции это закончилось революцией, казнью короля и наполеоновскими войнами, в России распространение новых идей во второй половине XIX в. завершилось Октябрьской революцией в 1917 году и образованием СССР.
Население во все эпохи с философией непосредственно не соприкасается, оно имеет дело с её плодами, результатами работы. Обычный человек даже и не подозревает, что общество, в котором живёт, есть воплощение определённых философских идей, он думает, что всё это появилось как-то само собой.
Философия во все эпохи проделывала важную и трудную работу – разрушала устаревшее мировоззрение и создавала новое представление о мире. Просвещение, например, создало картину мира без Бога. Было сказано, что мир – это просто природа, а человек – разумное животное, смысл его жизни – удовлетворение потребностей. В результате мы пришли к современному обществу потребления со всеми его плюсами и минусами.
Вот только идея освобождения человека от всякого рода ограничений постепенно распространилась на все стороны жизни. Каждый сам выбирает, каким быть, какого пола, с кем быть, быть или не быть, что правильно и неправильно. Главное – не нарушать закон. Это финал общества потребления, когда человека опускают до уровня тупого и ленивого потребителя, для него главное – получать удовольствия. Причём большинство удовлетворяет свои потребности онлайн – компьютерные игры, музыка, фильмы, общение в Сети и т. д.
Сейчас торговые центры заменили храмы и стали местом паломничества масс. Правда, ситуация меняется. Элита приняла решение ограничить потребление массовых слоёв, поскольку на всех не хватает ни ресурсов, ни энергии. Сейчас это ударило по Европе, потом дойдёт и до США. В развитых странах происходит падение уровня жизни среднего класса, богатые становятся ещё богаче, остальные – беднее. Всем нам надо усвоить простую истину – мир радикально меняется и возврата к прежнему уже не будет.
Зреть в корень
– Так что, философия постепенно отмирает, и в современном обществе она не востребована?
– Конечно, нет. Именно в кризисные эпохи возникает потребность осмыслить происходящее, найти причины проблем и определить новый вектор движения общества. Это и есть работа философии. Мышление обычного человека поверхностно. Он видит, что Солнце каждый день восходит на востоке и заходит на западе, и делает вывод: Солнце вращается вокруг Земли. Это знание вполне годится в повседневной жизни. И понадобился гений Коперника, чтобы понять, что за этой видимостью скрыты совсем другие процессы – вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поверхностное мышление у современного человека проявляется на каждом шагу: в выборе профессии, места жительства, жены или мужа, в отношениях в семье, оценке политических событий и т. д.
– И что делать в этой ситуации?
– Выход один – трезвый глубокий анализ сложившейся ситуации, выявление её причин и пути выхода из неё. Для многих мыслителей уже понятно, что современный глобальный кризис – это конец эпохи капитализма. Мир находится в опасности, и спасение лежит в изменении мировоззрения. Об этом говорится в юбилейном докладе Римского клуба, организации, объединяющей ведущих мировых учёных, политиков, бизнесменов.
Весь вопрос в том, каким должно быть новое мировоззрение. То, что предлагают идеологи Запада, ведёт к консервации власти современной элиты и созданию новой кастовой системы для большинства. Ещё раз напомню: кризис – это кризис общества потребления, то есть кризис всей системы организации жизни, когда финансисты с помощью банковского кредита сделали должниками всех – отдельных граждан, предприятия, фирмы, государства. Они стали хозяевами жизни, и сейчас у них цель сохранить свою власть.
Главное – не тупить
– Как-то очень всё мрачно. А что в этой ситуации может сделать конкретный человек?
– Если совсем просто: не тупить, не жить по инерции, по принципу: хорошо – это когда я увёл чужих коров и жён, плохо, когда у меня увели. Этот принцип – основа современного рыночного общества, и он в голове у каждого. Это надо понять, осознать. Понять, что главное, что надо изменить, это я сам, моё сознание. Раньше все революционеры считали, что надо брать власть в свои руки и менять мир. Но сейчас более практичным оказывается принцип: изменись сам, и мир вокруг тебя изменится. Надо, прежде всего, навести порядок в голове, понять, что правильно, что неправильно, научиться делать правильный выбор.
– Легко сказать... А как это можно осуществить, как в этом разобраться?
– Я много раз задавал студентам вопрос, что в жизни главное, к чему надо стремиться, и всегда получал стандартный ответ: главное – здоровье, семья, деньги, удовольствия. Это и есть то, о чём мы говорили: поверхностное мышление, поверхностное понимание того, что в жизни самое главное. А дальше мы начинали разбираться, действительно ли здоровье, семья, деньги – самое главное? Правда ли люди с хорошим здоровьем довольны жизнью? Все соглашаются, что нет. И семья для многих – это постоянные ссоры, выяснение отношений, родители не занимаются детьми и т. д. А деньги? Их очень сложно добыть и сохранить, не прибегая к криминалу. Приобретая большие деньги, человек многое теряет на этом пути. Так небольшое размышление на тему, что в жизни главное, показывает, насколько поверхностны и иллюзорны общепринятые представления об этом. И тогда встаёт вопрос, а что на самом деле главное?
– Это так и не так одновременно. Все мы разные, и у всех желания разные. Это верно. Но все мы имеем нечто общее – мы люди. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что для нас главное, надо понять, что такое человек и для чего он в мире? По сути это и есть главный вопрос философии. Если не вдаваться в детали, то есть два ответа.
Первый, сформулированный классической философией: человек – существо двойственное, материальное и духовное одновременно, он как бы между двух миров – небесным и земным, поэтому он может пасть ниже зверя или возвыситься. Это зависит от его выбора. Главное в человеке – его духовное начало. Смысл жизни в том, чтобы развить в себе духовное начало, разум.
Второй ответ – это позиция современной науки: человек – существо природное, разумное животное, которое использует свой разум для выживания. Его смысл жизни – удовлетворение потребностей.
Сейчас многие учёные и философы приходят к выводу, что человек – это существо био-социо-духовное, он способен существовать в этих трёх мирах: в природе, в обществе и в мире духовном. Поэтому главное для человека – не ограничиваться своими телесными потребностями, развить в себе духовное начало, обрести то, что древние философы называли мудростью. Человеком не рождаются, человеком становятся, развивая в себе духовное начало, то есть разум. Тогда будут и деньги, и здоровье, и хорошая семья. Разум позволяет создать правильное представление о мире, о себе как части этого мира, понять истинный смысл жизни, который, конечно же, не в потреблении, а в творчестве.
Важно, чтобы молодёжь в этом разобралась. Если наша страна хочет обрести реальную независимость и стать на правильный путь развития, нам надо, прежде всего, навести порядок в головах. А это задача системы образования и, прежде всего, философии.
Досье
Василий Сергеевич Любченко родился 14 августа 1952 года в городе Горловка Донецкой области.
В 1975 году окончил философский факультет РГУ. После учёбы устроился на работу в Новочеркасский политехнический институт, где и работает до сих пор. Почти 20 лет был заведующим кафедрой философии. Под его руководством защищено 15 кандидатских и одна докторская диссертация. Опубликовал около 300 научных работ.