Примерное время чтения: 10 минут
440

Тонкости езды по кругу. Донская вагоновожатая – о характерах людей и машин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ на Дону" 08/12/2020

В середине октября в Самаре прошёл всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель троллейбуса». Конкурс проходит уже седьмой год, но впервые в нём принял участие Волгодонск. От города атомщиков в Самару по­ехала водитель троллейбуса Наталия Рафейкова. Для участия в конкурсе её выбрали потому, что за 8 лет за баранкой у неё не было ни одного замечания к правилам технической эксплуатации, аварии тоже ни одной, как впрочем, и нареканий со стороны пассажиров. Мы связались с Наталией и поговорили о конкурсе, жизни и о том, как правильно брать троллейбус за «рога».

Если бы не стакан

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Наталия, как я поняла из новостей, вы не выиграли из-за стакана. Звучит многозначительно.

Наталия Рафейкова: Да, такой конкурс (смеётся). Раньше он же назывался «не урони бабушку». Надо ехать настолько аккуратно, чтобы стакан с водой, который стоит на салфетке в салоне, воды не доливают где-то сантиметров 10 до края, не упал и вода не разлилась. А дорога стандартная: канава, заезд задним ходом, подъезд к остановке, колодцы, змейка...

– Есть люди, которым это удаётся, учитывая наши дороги?

– Да, просто надо ехать медленнее. Я вспомнила про стакан только, когда проходила змейку. Там же такой ажиотаж, все на нервах. Первое место занял Екатеринбург, им дали 300 тысяч, второе и третье – Самара. Мы получили дипломы участников. Но то, что мы из небольшого города поехали на такой конкурс – это прорыв. Ведь было очень интересно: посмотрели Самару, общались с коллегами, делились опытом, чему-то удивлялись.

– Что у них, ваших коллег из других городов, не так, как у нас?

– Ну, мы сравнили рассчётки, у нас в Волгодонске в этом смысле всё нормально (средняя зарплата по предприятию 25–30 тысяч), у меня и побольше бывает. Ремонт подвижных составов обсудили. В Самаре, например, ямы не просто чистые, а стерильные. Может, они, конечно, их так убрали перед соревнованиями, но я была в шоке, как они так умудряются. Плюс форма. У нас на предприятии не было раньше формы, сейчас потихоньку начали вводить. И я за форму: это красиво и солидно.

Досье
Наталия Рафейкова родилась 16 октября 1982 года в Волгодонске. В 2005-м окончила Волгодонское профессионально-техническое училище №105 (Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В. В. Самарского). 8 лет работает водителем троллейбуса, а 7 лет – кондуктором. Наталия Рафейкова продолжает династию. Её мама, Ольга Николаевна, проработала водителем троллейбуса в МУП «ГПТ» более 20 лет

– Сейчас задам детский вопрос. Трудно ли женщине 35+ лезть на крышу троллейбуса? И там же ещё надо что-то чинить?

– Ничего трудного. Залез на лестницу, как вы дома залезаете. Если погода сырая, надел резиновые перчатки, если сухая – х/б, ключик на тринадцать, две угольные вставки; открутил болт, отодвинул щёчку, посмотрел угольную вставку: 50% изношенности – меняешь. Если человек любит свою работу, ничего никогда ему не сложно. Эту работу я люблю, мечтала о ней с детства, потому что мама 20 лет отработала на маршруте и часто я была с ней. А вот предложи мне перейти в такси – никогда, это совсем не моё.

– Но водителем троллейбуса, я прочла, женщины могут работать только до 50 лет?

– Неправда. И до 60 работают, и дольше, если здоровье позволяет. Мы проходим медкомиссию каждый год: работа-то сидячая, зрение в постоянном напряжении, встаём рано, в 3–4 утра, ложимся поздно, потому что семьи никто не отменял. Ну, и нервно: люди-то разные, ситуации на дорогах тоже.

Не теряйте «рога»

– Второй детский вопрос: какая длина «рогов» у троллейбуса?

– Вот это вы спросили! Сейчас посмотрю, – Наталья шуршит бумагами, я спрашиваю, где она это смотрит – в инструкции к троллейбусу? – В конспектах. Вы что думаете, мы сели и поехали? Нет, каждый год сдаём экзамены: вдруг человек что-то забыл? Так, длина «рогов», правильно они называются токоприёмники, – 6400±50 мм. Шесть с половиной метров. А наполняемость троллейбуса (об этом часто спрашивают) до ста человек, хотя в 90-е, когда было мало транспорта, мы перевозили гораздо больше.

– Читала в Сети заметки водителя троллейбуса. Говорит, что быстро поставить «рога» на место – отдельный талант. На это влияет и рост, и вес водителя. Маленьким, худеньким сложнее.

– Может, и влияет, я трудностей не испытывала (Наталья крепкая, красивая, настоящая донская казачка). Но лучше просто не терять «рога». Если не нарушать скоростной режим, они останутся на месте. Исключение, если какой-то участок вышел из строя, но водитель тут не виноват. А про установку – это всё-таки опять вопрос о любви к работе: если ты чувствуешь свою машину, трудностей не будет.

– Кстати, о чувствах. Один старый машинист паровоза убеждал меня, что у каждой машины есть свой характер. Вы что думаете по этому поводу?

– Он прав. У меня напарник был, он уехал в Москву, и я работала на троллейбусе одна. Потом пришёл новый парень. И его троллейбус не воспринимал: постоянно ломался. Я ушла в отпуск, а он на месяц встал, ждал, пока я не вышла, ничего не помогало.

– Может, и имя у вашего троллейбуса есть?

– Кормилица. Это девочка. Я утром прихожу, здороваюсь, настраиваю её на работу. Но она с характером. Бывает, что выезжает за ворота и встаёт. Я её ругаю: будешь так себя вести, брошу, поменяю на другой троллейбус. Может завестись, а может совсем разобидеться и две недели стоять. Мастера ищут и не могут найти, что случилось. А ничего не случилось – характер.

Люди стали агрессивней

– Вы говорили, что мама села за руль в 1977 году, когда в Волгодонске пустили первые троллейбусы. А в 1964-м вышла на экраны советская мелодрама «Первый троллейбус». Тогда это же была очень модная про­фессия.

– А сейчас разве не модная? (в голосе лёгкая обида) Попробуйте найдите в нашем городе такую зарплату. И главное – интересно: ты постоянно в потоке, на виду, знаешь, где что произошло. Недавно случай был, не у меня, но с коллегой: бабулечка-потеряшка сидела на остановке. Водитель её приметил: круг сделал, а она всё сидит. И он остановился: почему сидите так долго? куда надо? Не помнит. Вызвал полицию, они доставили её домой. Пассажирка одна недавно мне говорит: скучная работа у вас – ездишь, ездишь по кругу. А я думаю про бухгалтеров (я экономист-бухгалтер по образованию) – как можно целый день сидеть и цифры складывать? Вот это точно скучно.

– Наталия, вы в сумме и кондуктором, и водителем проработали 15 лет. Люди изменились за это время?

– Да. Злее стали, агрессивнее, жаловаться на водителей теперь в порядке вещей: и по поводу, и без. Сегодня даже был случай: у женщины шуба, два пакета, и она со всем этим не может влезть в троллейбус, ей неудобно: что за двери понаделали, никакого уважения к людям! У человека плохое настроение, ей надо выпустить пар. Покричала и поехала дальше. Если на такое реагировать, глаз будет дёргаться и домой придёшь злая, как собака. А у меня сыну 16 лет, муж, срываться на них – последнее дело.

Широкие знакомства

– Наверное, есть пассажиры, которых вы знаете в лицо?

– Конечно. У нас одна центральная улица и фактически все маршруты идут по ней. Плюс город-то небольшой, поэтому многие пассажиры за годы примелькались: бабушки – на дачу, с дачи, женщины – на работу, с работы, дети в школу. Из выдающихся: бабушка, которая вяжет круглые коврики из тряпок. Три раза в день, а то и больше она ездит кормить собак на дачный массив. И пока едет, пытается нам дарить эти коврики. Мы отказываемся, она их всё-таки дарит, а через две остановки подходит за денежкой. И так по кругу из года в год. Мы ей даже прозвище дали – Коврики.

– В Ростове в транспорте нередко ходят попрошайки или молодые люди с коробами, якобы собирают на больных детей. Водители на них реагируют спокойно. Как с этим в Волгодонске?

– У нас попрошаек нет вообще. В позапрошлом году видела на улице группу юношей с такими коробами. Но, видимо, их проверили и очень быстро пресекли. Есть парень-инвалид, который продаёт местную газету. Но он не просит, а работает: прошёл по салону, продал, вышел. Мы не против, наоборот, рады, что человек при деле.

– Наталия, последнее спрошу. В нулевых в ростовских троллейбусах и трамваях орудовали карманники. У вас такое бывает?

– На маршруте нет. Но когда работала кондуктором, однажды сама на них нарвалась. Тогда я только пришла, молодая девчонка. Мы выехали с конечной, у меня выручка в сумочке лежала, а тут открыла: денег нет. Я в шоке. Но водитель, человек с опытом, их уже знал. И когда они снова попытались сесть к нам, сказал: «У вас совесть есть? Обчистили человека на работе. Больше, чтобы ноги вашей в моём троллейбусе не было!» И что вы думаете? На следующий день они принесли нашу выручку... Прошло время. Как-то мы с мамой идём по Комсомольской, и они навстречу, здороваются. Мама говорит, кто это? «Да знакомые одни, карманники». Так что работа у водителя троллейбуса интересная и очень широкий круг знакомств.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах