Примерное время чтения: 8 минут
1113

Приют для старины. Как купить подлинник Айвазовского за 600 рублей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ на Дону" 14/12/2016 Сюжет Необычные хобби дончан
Любовь к антиквариату у Ирины Николаевны с малых лет.
Любовь к антиквариату у Ирины Николаевны с малых лет. / Ирина Ароян / АиФ-Ростов

Почему в советские годы с фарфора стирали двухглавых орлов, какой оттенок у посуды из уранового стекла, какие предметы старины в особом почёте – «АиФ на Дону» рассказала антиквар и коллекционер Ирина Поповичева.

Крошечный уголок старины в самом центре Ростова. На узеньких полках теснят друг друга пузатый графин, ажурная вазочка «времён Очакова и покоренья Крыма», казачья шаль, хранитель дамских тайн - старинный ридикюль. В антикварной лавке, как в машине времени, путешествуешь по эпохам, цивилизациям, культурам...

Ирина Поповичева - хозяйка этого старинного мирка, антиквар и комиссионер. О вещах с историей и тайнах, которые хранят в себе предметы старины, мы и поговорили.

Досье

Ирина Поповичева, родилась в Ростове-на-Дону/

Выпускница музыкальной и художественных школ, а также Ростовского медицинского училища.

Окончила машиностроительный институт по специальности «конструктор».

Ностальжи

«АиФ на Дону», Ирина Ароян: Ирина Николаевна, неужто в эпоху фаст-фудов, соцсетей и гаджетов этот забытый мир кому-то нужен?

Ирина Поповичева: Большинство людей заглядывают к нам из-за ностальгии по прошлому. Представьте, в далёком детстве в доме вашей любимой бабушки, на старинном буфете, стояла крошечная статуэтка - балерины, клоуна, царь-рыбы да кого угодно... Вы многие годы мечтаете найти такую же и поставить на полочку над кроватью. А потому из года в год странствуете по комиссионным и антикварным лавкам в поисках заветного детского воспоминания.

Другая категория наших клиентов - коллекционеры в самом широком смысле этого слова. К примеру, есть люди, которые собирают стекло. Это тот материал, который практически невозможно подделать и даже реставрировать. В моей жизни была интересная история. Несколько лет назад пожилая женщина принесла набор: крошечный стеклянный графинчик необычного цвета и две рюмки-неваляшки. Посетительница рассказала, что комплект достался ей от мужа. Несмотря на старинное происхождение, стекло было без изъяна, и вскоре набор купили.

Спустя некоторое время я увидела точно такой же графин, но только весь побитый и склеенный, в Пушкинском музее в Москве. Я начала разбираться и выяснила, что предметы набора изготовили из уранового стекла, которое перестали производить в России в 1913 году по причине вредности. Уран негативно действовал на здоровье людей, но придавал стеклу уникальный оттенок - неповторимый светящийся лимонно-зеленоватый цвет. С тех пор уранового стекла я ни разу не встречала.

- Раз уж мы заговорили о коллекционерах, какие предметы старины в особом почёте?

- Люди собирают самые разнообразные вещи - от спичечных коробков до антикварных икон. Я знаю человека, который всю жизнь копил пробки от бутылок: дореволюционные, не­обычной формы, с клеймом различных заводов.

Другая моя знакомая, бывший доктор, всю жизнь собирает бокалы. У неё огромная коллекция фужеров различных цветов, форм, оттенков, исторических эпох... Вкусы и пристрастия людей меняются в зависимости от эпохи, моды, тренда. Помню, в 70-е годы на углу проспекта Кировского и улицы Энгельса (ны­не Большая Садовая. - Прим. автора) был комиссионный магазин, где за 600 рублей можно было купить подлинник Айвазовского. Новый «Жигулёнок» тогда стоил 3000 рублей. И ажиотажа вокруг полотна великого мастера не было. Люди предпочитали копить на автомобиль. Но картину всё же кто-то приобрёл. Полагаю, это был не ростовчанин, а какой-нибудь гость из столицы.

Тайна забытого чердака

- Наверняка, в поисках антикварной изюминки туристы и сейчас заглядывают к вам на огонёк?

- Чаще всего приходят актёры, приезжающие в Ростов на гастроли. Многие из них собирают старинную «ювелирку» - серебряные изделия, серебро с медью. В царской России были искусные мастера, создававшие предметы необычайной красоты: браслеты, серьги, подвески на сумки и кошельки. Кстати, советская «ювелирка» тоже была высококлассной. Каждая республика тогда представляла свои искусство, традиции, мастеров. Один мой знакомый эксперт по антиквариату собирает именно советские ювелирные изделия.

- В старом Ростове, Нахичевани работали замечательные ювелиры. Изделия тех лет до сих пор хранятся в семьях. Имена мастеров остались в истории, в записях, в памяти экспертов, ан­тикваров?

- Сейчас время потребления. Имена и традиции старых мастеров нынешних ювелиров не интересуют. Они создают изделия по китайским лекалам, и это нельзя назвать настоящим украшением. Произведение искусства создаёт тот мастер, который сначала придумывает эскиз, образ, а уже затем воплощает его в жизнь своими руками. И шаблону здесь не место.

- Как часто в вашей практике встречаются вещи, что называется, с историей?

- Расскажу вам такой случай. Несколько лет назад одна семья купила старый дом в пригороде Ростова. Разгребая завалы на чердаке, обнаружили маленькую коробочку, в которой находилось семь серебряных предметов с монограммой: стакан, чайная и столовая ложки, чернильница, стопка, ручка, коробочка для табака. Стали раскапывать историю находки и обнаружили, что хозяин комплекта - участник русско-японской войны 1904-1905 годов.

Ирина Поповичева - искуствовед и исследователь в одном лице.
Ирина Поповичева - искуствовед и исследователь в одном лице. Фото: АиФ-Ростов/ Ирина Ароян

Умирая от ран, он отдал эти предметы своему денщику. Тот привёз их домой, на Дон. Хранить вещицы царских времён при большевиках было опасно. И наш герой от греха подальше спрятал заветную коробочку на чердаке.

К слову, страх перед Советской властью был столь велик, что даже на обеденной посуде из фарфора люди нередко стирали двуглавых орлов и другие символы самодержавия.

- Кто чаще продаёт старинные вещи - старики или молодёжь?

- Случается, что приходят пожилые люди понимая: после их ухода предметы старины окажутся на свалке. К несчастью, так поступают сегодня многие. В итоге основная часть нашей истории покоится на помойке. Но, к счастью, далеко не всех ростовчан можно отнести к вандалам. Получив наследство, более разумные представители homo sapiens несут постылое им «старьё» антиквару.

Другой случай - это когда сами коллекционеры теряют интерес к предмету своего собирательства и распродают коллекцию.

Родом из детства

- Быть коллекционером - опасное хобби?

- Смотря что собирать. Если речь идёт о недорогих безделушках, то ты вряд ли находишься в поле зрения криминала. Другое дело, если это дорогой антиквариат: картины, статуэтки, старинные бриллианты... Факты говорят сами за себя: ни один ростовский коллекционер-антиквар не умер собственной смертью.

- А как вы пришли в этот непростой бизнес?

- Началось всё со сказки. Родители друзей моего отца были антикварами. И когда мне было шесть лет, папин друг решил продать старинную книгу «Конёк-горбунок». Это был изумительный фолиант в золотом обрамлении со сказочно красивыми страницами, равного которому я с тех пор не встречала.  На дворе стоял 1966 год, и папин приятель отправился с книгой к букинисту. В цене они так и не сошлись: продавец просил четыреста, покупатель давал на сотню меньше. Помню, как слёзно умоляла отца купить мне эту книгу. Но он пояснил, что она по цене как мамина зарплата за полгода... Вот тогда и родилась моя страсть к старинным вещам.

- А в вашей семье были предметы антиквариата?

- Дорогих вещей не было. Но в отличие от тех, кто выбрасывал старинную мебель на свалку, а взамен покупал фанерную, мои родители сумели сохранить семейные реликвии. Быть может потому, что на протяжении более двух столетий, с 1871 года, наша семья жила в одном доме, никуда не переезжая.

- Насколько антикварный бизнес востребован сегодня?

- О каком бизнесе может идти речь, когда утеряна сама культура антиквариата! В течение семидесяти лет Советской власти антиквары находились в подполье и бизнес считался криминальным. Сегодняшних специалистов старинной утвари с трудом можно назвать истинными антикварами, потому что настоящий специалист - человек высокой культуры, энциклопедического образования, прекрасно знающий историю. Это искусствовед и исследователь в одном лице.

Я убеждена, что настоящий антиквар родом из детства. При этом необязательно его родители должны быть коллекционерами. Главное - чтобы в семье были соответствующий настрой, традиции, культура. В доме обязательно должны быть старинные вещи. К сожалению, в мир иной ушли старики, которые могли рассказать массу интересного и поучительного о нашем прошлом.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах