Легко ли молодому человеку, выбравшему путь научного просветителя, передавать знания о биологии окружающим? Ведь это не простая наука, она открывает тайны человеческого организма, природы, экологии. Логично было бы задать такой вопрос молодому увлечённому специалисту, такому как героиня нашей публикации.
Евгения Битюкова, преподаватель биологии и химии, родом из посёлка Успенка Луганской Народной Республики (около 140 км от Ростова). Девушка совсем в юном возрасте переехала в донскую столицу около 10 лет назад. Её путь был тернист, однако учёный не отказалась от своей мечты — науки. О том, есть ли в этой профессии место эмоциям, нужны ли эксперименты над животными и о разнообразии донских флоры и фауны она рассказала Rostov.aif.ru.
Наука о жизни
Татьяна Набойченко, Rostov.aif.ru: Евгения, как вы пришли в профессию? это была мечта детства?
Евгения Битюкова: Мне повезло — я училась в замечательной сельской школе. Людей в ней было немного, но все знали друг друга и были словно одна большая семья. Благодаря учителям физики, биологии, химии и географии у меня сформировалась любовь к естественнонаучному циклу. Мне тогда казалось, что все школы именно такие — тёплые, дружные, настоящие. Потому тоже решила стать учителем.
— Легко ли современной молодёжи делать выбор в пользу этой профессии?
— Непросто. Профессия учёного-биолога — это путь, требующий усердия и настоящего интереса к науке. Биология — сложная, объёмная наука. Профессии, с ней связанные, как правило, очень ответственны. А уровень заработной платы в научной сфере не всегда высок.
С другой стороны, биология сегодня как никогда актуальна. Человечество стремится победить болезни, продлить жизнь, защитить окружающую среду. И во многих направлениях — медицина, генетика, биотехнологии, биоинженерия — биология играет ведущую роль. Если молодые люди видят, как эти науки помогают людям, то для них это может стать сильной мотивацией.
Биология не ограничивается теорией или преподаванием, а охватывает области медицины, генной инженерии, биотехнологий, экологии, психологии и даже цифрового образования. Поэтому биологическое образование — универсальная база для построения самых разных карьер.

Работая с учащимися при подготовке к ЕГЭ, я вижу, что большинство учеников стремятся поступить на медицинские специальности. Это подтверждает высокий интерес к практическому применению биологических знаний.
— На ваш взгляд, достаточно ли мер предпринимает государство для привлечения молодёжи в науку?
— Думаю, для достижения этой цели нужно не только говорить о ней, но и показывать её живой, интересной, современной. Через исследовательские проекты, лабораторные работы, встречи с настоящими учёными, возможность участвовать в конкурсах, писать статьи. Важно, чтобы школьник или студент чувствовал: его мнение, интерес, усилия — значимы уже сейчас, а не в далёком будущем.
Нужны не только гранты и олимпиады, но и повседневная поддержка — от оборудования в школах до реальных карьерных маршрутов в вузах и научных центрах. Не хватает простых, понятных путей вовлечения школьников в научную среду, не хватает наставников, живых примеров. Нам нужно больше точек входа, где молодой человек может почувствовать: «Да, я тоже могу быть учёным».

— Есть ли в науке место эмоциям?
— Безусловно. За каждым открытием стоит живой человек со своими переживаниями, сомнениями, иногда разочарованием. Без интереса, радости или огорчения от неудачи, без азарта поиска не было бы настоящих исследований.
Но важно, чтобы эмоции не мешали объективности. В этом заключается сложный баланс: быть увлечённым, но сохранять научную честность и критическое мышление.
— Что вы думаете об экспериментах на животных?
— Вопрос непростой, и хотелось бы искренне ответить: «Нет, эксперименты над животными не нужны». Но честно понимаю, что полностью отказаться от них невозможно. Процессы, которые происходят в организме живых существ, до сих пор не изучены на 100%. Есть вещи, которые нельзя смоделировать искусственно, и в определённых случаях работа с животными даёт ответы, которые невозможно получить иначе. Особенно это касается медицины, фармакологии, генетики.
Но гуманность должна быть на первом месте. Если опыт необходим, он должен проводиться бережно, с соблюдением всех этических норм и только тогда, когда других вариантов действительно нет. Это не формальность, а основа научной ответственности.

Что касается альтернативных методов, они активно развиваются. Есть компьютерное моделирование, органоиды, клеточные культуры. Всё больше лабораторий стараются переходить к этим технологиям. Надеюсь, в будущем человечество сможет свести к минимуму использование животных в научных целях.
О донском биоразнообразии
— Показываете ли вы личным примером, почему важно заботиться об окружающей среде?
— Личный пример — самый эффективный способ воспитания экологической ответственности. Вместе с моими родителями мы сортируем мусор, сдаём бумагу, пластик, батарейки. Также регулярно собираю и отношу ненужную одежду в магазины, которые поддерживают переработку — такие пункты есть в некоторых торговых центрах.
Когда ученики начинают интересоваться: «А куда вы сдаёте батарейки?» или «Куда можно отдать одежду?», я понимаю: личный пример работает.
— Почему важно сохранять биоразнообразие нашей страны в целом и Ростовской области в частности?
— Россия — страна с уникальными природными зонами и высокими уровнями биоразнообразия, а Ростовская область — особый регион. У нас на стыке степей, лесостепей и полупустынь обитает множество видов растений и животных, в том числе эндемичных и редких. Исчезновение всего одного степного вида может привести к обрушению всей цепочки, нарушению баланса, деградации почв и вымиранию других организмов.
Поэтому сохранение редких видов — ответственность не только биологов или экологов, но и наша, как граждан, как педагогов, как родителей. Мы должн научить следующее поколение не только ценить, но и защищать жизнь во всех её формах.
— У вас есть любимый интересный факт о флоре и фауне Ростовской области?
— Да, у меня есть один любимый герой — тюльпан Биберштейна, который цветёт на степных просторах донского края. Он символизирует красоту и уязвимость природы. Когда-то эти цветы покрывали ковром многие участки степей, но сегодня стали редкостью и занесены в Красную книгу.

Своим ученикам часто рассказываю о нём, потому что удивительно, как такое хрупкое растение может выживать под палящим солнцем, при сильных ветрах и почти полном отсутствием влаги? А дело в приспособлениях, в корневой системе, в циклах роста, и на его примере можно отлично объяснять экологию, адаптацию и сезонность.
— Известны ли вам истории чудесного возвращения вымерших видов животных в дикую природу Ростовской области?
— В донском регионе достаточно видов, занесённых в Красную книгу. Знаю, что в Ростовском заповеднике ведётся трудоёмкая работа по сохранению редких и исчезающих птиц: степного орла и дрофы. В дальнейшем эти процессы могут сотворить настоящие «экологические чудеса», о которых вы говорите.
— Можно ли привлекать дончан к охране редких видов животных и растений?
—Даже нужно! Особенно в уникальной природной зоне. Здесь степные экосистемы очень чувствительны к вмешательству человека: любая вырубка, распашка, сбор растений или беспокойство животных может привести к исчезновению и без того редких видов.
Но чтобы человек начал заботиться о природе, ему нужно осознать, насколько его забота важна. Поэтому главная задача — просвещение. Людям нужно объяснять простыми словами, что конкретно они могут сделать, чтобы не навредить. Например: не срывать редкие степные цветы, не вывозить черепах или ящериц с места отдыха, не использовать квадроциклы и машины в степной зоне, особенно в период гнездования птиц. Ведь люди начинают ценить то, с чем соприкасаются лично.
Сейчас в России, в том числе и в Ростовской области, развиваются экотропы, программы юных экологов, и я считаю, что это правильный путь. Нужно меньше абстрактных призывов и больше живого общения — с природой и друг с другом.