aif.ru counter
АиФ - Ростов 2952

«Некогда бояться». Капитан дальнего плавания о работе и судьбе моряка

О работе капитаном дальнего плавания в течение 43 лет, 40 визитах в Венецию, спасении сына исламского шейха и верности океану в интервью «АиФ на Дону» рассказал преподаватель ростовской мореходки Геннадий Лысогорский.

Геннадий Лысогорский: однажды в Тихом океане попали в тайфун.
Геннадий Лысогорский: однажды в Тихом океане попали в тайфун. © / Геннадий Лысогорский / Из личного архива

Когда его спрашивают, в каких странах довелось побывать, он отвечает: «Проще перечислить, в каких не был». Геннадий Лысогорский – капитан дальнего плавания с 43-летним морским стажем.

Азы профессии

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Традиционный вопрос: как вы попали на флот?

Геннадий Лысогорский: Не задумывался над будущей профессией, пока после 9-го класса не познакомился с двумя курсантами мореходки. Меня буквально покорили их рассказы о море, их выправка, да и, как любому мальчишке, хотелось путешествий, романтики океана.

Досье

Геннадий Лысогорский, родился в 1948 г. в Ростове-на-Дону.

Окончил Ростовское мореходное училище им. Г.Я. Седова. В 1984 г. утверждён на должность капитана дальнего плавания.

С 1996 г. по 2011 г. работал по контракту в иностранных компаниях.

Женат, имеет дочь и внучку.

Окончив школу, я всё для себя решил. На тот момент конкурс на место в Ростовском мореходном училище имени Седова был большой – 17 человек на место. К тому же в основном поступали ребята постарше, которые уже в плавание ходили. Выход был только один - сдать все экзамены на отлично, что я и сделал.

Учиться было легко. Азы мореходного дела познавали на паруснике «Альфа». Но ходили по Чёрному морю и только в хорошую погоду. А на старших курсах мы по три месяца проводили на танкерах, приписанных к Новороссийскому пароходству.

И вахту стояли, и определяли место судна, и вели прокладку курса. Вот тогда я впервые отправился в заграничное плавание. Ходили на Кубу, во­круг Африки в Персидский залив. Было очень интересно, не возникало сомнений в том, что я правильно выбрал будущую профессию.

В 1968 году после окончания мореходки меня направили в Азовское морское пароходство (г. Мариуполь) третьим помощником капитана, специальность моя называлась «судоводитель». Мы обслуживали страны Средиземноморья, часто приходилось бывать во Франции, Италии, Африке и в арабских странах. Впечатлений от новых мест было много. Потом как-то незаметно всё это превратилось в обычную работу. А капитаном дальнего плавания я стал в 1984 году. Для этого пришлось сдать экзамены, пройти кучу аттестаций и комиссий.

Геннадий Лысогорский: океанские просторы - это часть моей жизни.
Геннадий Лысогорский: океанские просторы - это часть моей жизни. Фото: Из личного архива Геннадия Лысогорского

- Ещё Нахимов говорил: «Вы­брал профессию моряка, забудь про женитьбу». Как на самом деле складывается семейная жизнь тех, кто посвятил себя морю?

- Конечно, нашим жёнам нелегко. Порой рейс длится полгода, я как-то не был дома 13 месяцев. Но моя семейная жизнь сложилась счастливо. С Валентиной мы расписались в 1970 году, вырастили дочку, ей сейчас 33. Есть внучка - наша отрада. Но то, что разводы довольно частое явление в нашей среде, это факт. Не все могут вынести долгую разлуку. И, несмотря на то, что заработок у нас был более чем достаточный, это не могло компенсировать время, не проведённое с родными.

- Говорят, что моряки так много путешествуют, что во время отпуска не хотят никуда ехать.

- Это правда (смеётся). Когда я дома, то дальше, чем на 50 километров от Ростова, меня не выманить. Но самым любимым местом стала Венеция. Там я бывал раз 40 - гораздо чаще, чем в соседнем Батайске. Когда выпадала возможность, с друзьями-итальянцами на автомобиле путешествовали в глубь страны. Италия меня просто заворожила.

Моя работа позволяла побывать во многих прибрежных странах. Хотя довелось и Центральную Африку увидеть. Мы везли гуманитарный груз ООН в Нигерию - 30 тысяч тонн зерна. В Лагосе выгрузили основное количество и по реке Бенин вошли из Индийского океана в глубь континента на 150 километров - до порта Сапеле.

- Познавательное плавание…

- Но и  весьма опасное. Подобные места пользуются дурной славой среди моряков. Там масса неформальных вооружённых группировок, постоянно делящих власть, поэтому  нападения на судно можно ожидать в любую минуту. В самом порту царит беззаконие.

«Капитан был представителем государства»

- Вы плавали 43 года, что поменялось за это время на флоте?

- Раньше наш основной документ «Устав службы морского флота» гласил: «Капитан является представителем государства». За нами чувствовались мощь страны, её поддержка. Нас уважали. Тогда каюту капитана никто не мог досмотреть: таможня, пограничники, миграционная служба - они просто заходили и спрашивали, всё ли в порядке.

Устав остался, но сейчас в нём указано, что капитан – это представитель судовладельца. Теперь вполне может произойти вот такая ситуация. В 2011 году я работал под мальтийским флагом. Пришли в американский порт. Старпом доложил, что наши каюты до­смотрели без присутствия членов экипажа, что вообще-то строжайше запрещено и является нарушением конвенции. Могут ведь без свидетелей что-то подкинуть и устроить провокацию. Самое интересное, что таким образом (выставив меня за дверь) собирались досмотреть и капитанскую каюту. На мой отказ покинуть помещение вызвали полицию. В итоге на своём я настоял, но каких нер­вов это стоило…

Геннадий Лысогорский: как-то при переходе от Панамского канала до Японии нам пришлось сделать 28 остановок из-за проблем с рулевым устройством, дизель-генератором и двигателем. Фото: Из личного архива Геннадия Лысогорского

Ещё одна проблема в том, что для иностранных судовладельцев экипаж корабля сейчас стал расходным материалом. Если судно погибнет, то хозяин получит страховку, а смерть людей - что же, издержки.  Из соображений экономии сейчас на большинстве кораблей даже нет врачей. Я могу только таблетку обезболивающую дать, перевязку сделать, кровотечение небольшое остановить. А если у человека аппендицит или ещё что-то серьёзное?

Однажды мы стояли три месяца у берегов Индонезии. Местные власти и хозяин судна никак не могли решить между собой проблему погрузки древесины. Между тем у нас закончились даже самые элементарные лекарства. Я вынужден был ехать в один из католических монастырей (больше ничего поблизости не было) и просить настоятельницу продать нам антибиотики.

- Наверное, такая «бережливость» судовладельцев как-то повлияла и на техническое состояние судов?

- Несомненно, оно ухудшилось в десятки раз. Я в последние годы работал в греческих компаниях и видел, как греки приобретали суда, практически подлежащие списанию. На них набирали экипаж из отличных специалистов.

Не погрешу против истины, если скажу, что это моряки стран СНГ. В ходе плавания экипаж параллельно занимался ремонтом двигателей, восстановлением других механизмов. Вот какая выгода хозяину! И так обстоят дела во многих иностранных компаниях.

Когда в нашей стране судоходные компании и пароходства были государственные, то наш торговый флот считался одним из самых лучших в мире. На судах для экипажа создавались прекрасные условия: спортзал, бассейн, библиотека. И, конечно, были самое современное оборудование и механизмы. Ни о каких аварийных остановках во время плавания не могло быть и речи!

Зато сейчас это обычное явление. Как-то при переходе от Панамского канала до Японии нам пришлось сделать 28 остановок из-за проблем с рулевым устройством, дизель-генератором и двигателем! И сказочное везение, что сопутствовала хорошая погода. Если бы мы попали в ураган, то вполне могли погибнуть. Самое страшное для судна - это потеря управления в шторм.

Однажды в Тихом океане попали в тайфун. Работающий на полную катушку двигатель с трудом удерживал судно на месте. В нескольких десятках километров были рифы.

Вся эта свистопляска продолжалась трое суток. Я думал только о том, чтобы ничего не сломалось. Когда всё стихло и мы отошли от опасного места, двигатель чихнул пару раз и заглох.

Спасённый сын шейха

- Вам самому бывало страшно во время шторма?

- Некогда бояться. Моя задача - обеспечить безопасность судна и экипажа. Необходимо правильно выбрать скорость относительно волны, чтобы уменьшить количество ударов волн о корпус. Нужно контролировать  углы крена, следить за тем, чтобы не возникло смещение груза.

Во время шторма я постоянно находился на мостике, один раз трое суток провёл на ногах. Тогда ветер был 40-50 метров в секунду (Геннадий Александрович показывает фото, на которых тяжеловесные металлические стрелы повалены на палубу и выглядят как сломанные спички).  Вот последствия шторма. Суда, на которых я ходил, попадали в разные ситуации. Но ни одно не затонуло.

Геннадий Лысогорский: Нашему экипажу приходилось бороться не только со штормо, но и со льдами.
Геннадий Лысогорский: нашему экипажу приходилось бороться не только со штормом, но и со льдами. Фото: Из личного архива Геннадия Лысогорского

Нам доводилось спасать другие экипажи. В 1989 году шли в Индийском океане. Старпом доложил, что в зоне видимости судно, явно терпящее бедствие. На палубе кто-то махал руками, привлекая наше внимание.  Мы совершили удачный манёвр и смогли почти вплотную подойти к кораблю, у которого полтрюма уже было заполнено водой. 

Со своего борта свесили сетку, шторм-трапы. За считанные минуты все 17 членов команды перебрались к нам. Мы сразу же отошли, и буквально через полчаса судно затонуло. Спасённые сомалийцы и индусы рассказали нам, что корпус получил пробоину, радиостанция не работала, шлюпок не было. До этого мимо проследовали несколько судов, однако на призывы о помощи никто не среагировал.

Когда мы зашли в порт Дубай, нас встретили как героев, а все местные газеты пестрили сообщениями о случившемся. Через несколько лет нам довелось спасти трёх яхтсменов, один из которых был сыном местного шейха. Хотя спасение людей во время шторма - занятие очень опасное.

- Сейчас, оглядываясь в прошлое, вы выбрали бы другую профессию?

- Никогда! Океанские просторы - это часть моей жизни. Сейчас я преподаю в мореходке, передаю свой опыт и хочу заразить ребят любовью к этим загадочным морским дорогам.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему не будут реконструировать Театральную площадь в Ростове?
  2. На ремонт холла в здании Гордумы Ростова готовы потратить 23 миллиона?
  3. По чьей вине засохли деревья у стадиона «Ростов Арена»?
  4. Зачем в Ростов-на-Дону приезжал министр обороны Сербии?
  5. С замгубернатора Ростовской области Сергея Сидаша сняты обвинения?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Искали ли вы в течение последнего года работу и где?