Тот, кто с детства впитал в себя многоголосие донских песен, таких родных и дорогих слов, как «любо», «гутарить», тот пронесёт это через всю свою жизнь. Александр Агуреев не мог и подумать, что 20 лет назад вместе со своей супругой Ириной он займётся пошивом донского казачьего костюма для коллективов художественной самодеятельности. И они даже создадут семейную казачью мастерскую.
Как это произошло, разбирался rostov.aif.ru
20 лет, как один день
«Началось всё неожиданно. Подарил жене на годовщину свадьбы швейную машинку, и как весьма любознательный и интересующийся человек решил сам посмотреть, «на зуб» попробовать, как работает эта чудо-машина. И пошло-поехало, — рассказывает Александр Агуреев.
— Вот уже более 20 лет шьём донские казачьи костюмы. Детям и взрослым, самодеятельным коллективам и профессиональным ансамблям, вокальным и хореографическим. И простым людям, кому близка и небезразлична донская казачья земля. Ведь традиции нужно бережно сохранять, демонстрировать и гордиться ими.
Но не всё так просто. Ещё в детстве маленький Саша часто любил ходить на репетиции казачьего хора, в котором пела его бабушка Елена Андриановна со своей сестрой Александрой. Вот там-то, в хуторе Божковка Красносулинского района Ростовской области он вдоволь наслушался не только старинных казачьих песен, но и слов, которые только у нас, на Дону, можно услышать. Облыжно (значит, обманно, лживо), карпетки (носки), любо (хорошо, согласие) и не только. С каким восторгом слушал он рассказ сестры бабушки, как та с гармонью до Берлина в Великую Отечественную войну дошла. Как-то её попросили бойцы спеть, так она сказала, как отрезала: «Платью красивую найдётя, тада ладна!»
В семье Агуреевых все поют. Много казачьих песен самых любимых, которые даже в автомобиле звучат, не говоря о семейных застольях на праздники и дни рождения. Дочь Дарья и сын Максим тоже тесно связаны с народным творчеством. Старшая Дарья — участница образцового ансамбля народного танца «Каблучок» ДК Ростсельмаш. Она сразу дала отцу импульс для творчества — нужно было обновить сценический костюм для танца кукол «Алёнки». Причём, для всех 16 участниц ансамбля! Таких же, как она, четырёх-пятилетних. Этому танцу полвека уже, и он до сих пор в репертуаре ансамбля. Маленькие красавицы в розовых платьях-разлетайках с крупными разноцветными горошинами, в косыночках с торчащими из-под них накладными косичками. Куколки!
Вот ради них, куколок, любимый папа Дарьюшки Агуреевой создал свою первую коллекцию. Сшил собственными руками, начиная от точного замера всех необходимых для кроя параметров и заканчивая выбором ткани и последнего выстроченного на машинке шва. Ещё долго, пока Даша танцевала в ансамбле, её отец обшивал всех участниц.
А потом и младший сын Максим пошёл в этот же ансамбль. Он и танцует, и поёт, да так, что неоднократно становился лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов. Как и его сестра. Они окончили музыкальную школу имени Гнесина по классу народного вокала, преподавателем у них была солистка прославленного Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски донских казаков имени А. Квасова Ольга Терещенко.
Кстати, Александр и Ирина Агуреевы — медработники. Как же они осваивали шитьё?
«Мне в помощь были какие-то журналы и интернет. Скажу откровенно, что я нигде этому не учился, поэтому пошив одежды был для меня курсом самообразования. И я человек не процесса, а результата. Когда всё получилось и руководитель ансамбля остался доволен, то начал шить сценическую одежду», — рассказывает глава семьи Агуреевых. Это сейчас, создав казачью мастерскую, творческая семья может изготовить донской казачий костюм — этнографический или сценический (вокальный, хореографический), традиционные свадебные казачьи наряды и т.д.
Годы погружения в историю костюма и донского казачества научили мастеров красиво и добротно шить, вышивать, продумывать всё до мелочей, начиная от цветовой гаммы до мелких, но важных деталей. Так у Агуреевых появился собственный бренд.
От примерки до готового костюма
Пока у Агуреевых нет помещения для собственного производства одежды, где они могли бы свободно шить, кроить, мерки снимать. Всё располагается в одной из комнат (бывшей спальни) трёхкомнатной квартиры и выходящей из неё лоджии.
Кроме оборудования в арсенале семьи есть тамбурная вышивальная машина, которая пылилась в одном из ростовских ателье по пошиву одежды. Раритет! Она старше самого Александра Агуреева. Работает до сих пор замечательно. На ней -то старший Агуреев создаёт тамбурную вышивку, которая придаёт особый шарм сценическому казачьему костюму.
«Иной раз пошив — это некий ликбез. Потому что столько приходиться узнавать, читать, отбирать нужную информацию, пока создашь эскиз конкретной эпохи, которую заказчик определил. Иногда люди некоторых нюансов истории костюма просто не знают. Например, на сцене ты видишь коллективы, у которых часть костюма из XX века, а головной убор из XVII. А ведь весь наряд должен быть сшит в одном временном промежутке. Плюс необходимы чувства меры, вкуса, сочетание цветов, чтобы не было несуразицы — „клюквы“. Обязательно надо учитывать пожелания художественного коллектива по цветовым предпочтениям, декорированию и т.д.», — поясняет мастер.
Один из самых любимых коллективов, по словам Александра Агуреева, фольклорный ансамбль «Вольница» Областного дома народного творчества под руководством лауреата Госпремии правительства России за вклад в развитие народного творчества «Душа России», ученика профессора Анатолия Квасова Александра Венглевского.
«Это люди, которые трепетно относятся к казачьей культуре и к тому, как должен выглядеть артист. Для меня это дорогого стоит, потому что, если бы я делал что-то не так, то вряд ли бы с нашей мастерской работали творческие коллективы», — делится Агуреев. Когда в этом году на ВДНХ в Москве проходили Дни России, туда поехал ансамбль из РГУПС «Любава» в казачьих костюмах Агуреевых. Там его увидел ростовский музыкант подмосковного оркестра духовых инструментов Михаил Лукьянов. Узнав, кто шил костюмы, он позвонил в Ростов. Так у музыкантов из Подмосковья появились костюмы донского казачества Агуреевых.
Свадьба
Впервые свадебный казачий костюм невесты Агуреевы сшили и повезли на Дни культуры Ростовской области в Санкт-Петербург в 2022 году. За основу взяли реконструкцию костюма рубежа конца XIX — начала XX веков. Тогда появились белые платья, фата и ставший традиционным восковой венок донской казачки. Работали по фотографиям из музейных хранилищ.
За это время Ирина научилась из воска и особой бумаги делать свадебный венок, а позже уже охотно давала мастер-классы по его изготовлению. Кстати, в семейной мастерской она отвечает за кропотливую и тонкую работу. А её супруг, по собственному признанию, любит делать более глобальные вещи — эскиз, пошив и т.д.
Через год на Дни культуры Ростовской области в Республике Беларусь с костюмом невесты поехали «жених» и приглашённые на свадьбу «родственники». А в этом году костюм казачки — невесты Агуреевых был представлен на гала-концерте фестиваля «Шолоховская весна».
Дело семейное
Дарья продолжает семейную профессию — учится на врача, но при этом снимает все видеоролики о семейной мастерской. Максим — на юриста в колледже ДГТУ. Сейчас он помогает отцу в выборе правильных цветовых решений и их сочетаний, так как учился в художественной школе. А также глубоко копается в истории, помогая главе семьи в деталях исторических эпох казачьего костюма. Даже уже успел генеалогическое древо семьи создать.
«Без любви ничего не бывает. Желание, интерес — без этого ничего не получится. Я, например, при большом желании могу за сутки-полтора полностью сшить казачий костюм. И у меня есть определённый принцип — нет ни одного костюма, похожего друг на друга. То, чем я занимаюсь, это ремесло с творческим напылением», — говорит Александр Агуреев.
А у семьи Агуреевых новый заказ — пошив костюмов для вокального коллектива «Рассвет» из Аксайского района Ростовской области.