aif.ru counter
550

Как дурят нашего брата. Кому в Ростове на руку цивилизованный рэкет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ на Дону" 26/10/2016

Платные бахилы в поликлиниках и больницах, товары с разными ценниками на витрине и в чеке, финальные распродажи, при которых изначальная стоимость товара остаётся прежней...  Мы то и дело становимся жертвами ушлых любителей поживиться за чужой счёт. Нарушение прав потребителя — одна из самых распространённых проблем в сфере торговли и услуг. Как в таком случае постоять за себя?

М. Панчикова, Аксай

Кому на руку цивилизованный рэкет?

Десять лет назад в Белой Калитве появилась общественная организация - региональный Союз поддержки и защиты прав потребителей «Правозащитник». Он возник как своеобразный протест против грубости и нечестности продавцов.

Председатель союза Геннадий Зинков признаётся, что сам не раз сталкивался с рыночным произволом, но, не желая сдаваться, решил с товарищами хотя бы немного изменить порочную систему.  Сегодня на общественных началах в «Правозащитнике» работают специалисты с высшим юридическим, торговым, экономическим, техническим образованием. Еже­дневно за бесплатной помощью в «Правозащитник» обращается около десяти человек. О том, на что жалуются жители региона, мы и поговорили с Зинковым.

Геннадий Михайлович, у вас, наверное, уже есть свой топ-лист проблем, с которыми чаще всего приходят люди...

— Да, и на первом месте в нём телефоны и планшеты из маленьких магазинчиков сотовой связи, которые сейчас находятся чуть ли не у каждого дома. Система работы в этих ларьках построена таким образом, что вернуть деньги за бракованный товар очень тяжело. Казалось бы, купил человек телефон, дома заметил неполадки, принёс обратно, чтобы ему заменили на исправный или вернули деньги, но не тут-то было. Начинаются разговоры, что нужно провести  повторную проверку качества товара в сервисном центре, а магазин этим заниматься не будет, хотя обязан бесплатно взять его на экспертизу. Либо растягивают эту экспертизу на месяцы. Просто внаглую отфутболивают покупателя. И зачастую добиться чего-либо можно только в суде, а это занятие не для слабонервных.

Не лучше обстоят дела и в компаниях по обязательному страхованию ОСАГО, где автовладельца загоняют в прямом смысле слова в угол. Разбираемся со случаями, когда, допустим, человек отказывается от дополнительного страхования, а ему говорят, что обычные бланки закончились и неизвестно, когда появятся. В итоге приходится идти на все условия страховщиков, так как действие старого полиса истекает, а без него грозит крупный штраф. Но это же цивилизованный рэкет! Ещё так же часто жалуются на мебель и пластиковые окна, которые либо в магазинах подсовывают с браком, либо плохо устанавливают.

Когда считают копейки?

Я думала, чаще всего приходят с платёжками ЖКХ...

— С ними тоже приходится то и дело разбираться. Больше всего нареканий в прошлом году вызывал отопительный сезон, когда счёт выставляли ого-го какой, а в домах было холодно, при этом перерасчёт не производился.  К сожалению, у нас качество услуг ЖКХ не отражается на корректировке оплаты.

Также всё время поступают жалобы, особенно от сельчан, на очень низкое напряжение в электросетях, из-за чего перегорает бытовая техника, отключаются инкубаторы. Много обращений было из Новошахтинска и Красного Сулина по поводу питьевой воды, которой и машину-то опасно мыть из-за ржавчины. В суде ответчик нам говорил: «А где я вам возьму другую воду, слава Богу, что хоть такая есть». Но в итоге ему пришлось решать этот вопрос, а не другим людям.

Отдельного разговора заслуживает история с общедомовыми нуждами, которые часто в несколько раз превышают потребительский объём в квартирах. Показания на общедомовом счётчике разбрасываются на всех жильцов без всяких объяснений.

Например, человек три месяца был в командировке, а счёт приходит, будто в его квартире всё это время жил табор. Но, чтобы добиться исправления квитанции, нужно пройти семь кругов ада. Чем мы и занимаемся уже десять лет.

Как подумаешь, с чем придётся столкнуться, чтобы отстоять свои права... Ей-богу, проще заплатить лишнее, чем связываться.

— Далеко не у всех это лишнее есть. Кризис в первую очередь коснулся самых незащищённых слоёв населения, и люди вынуждены считать каждую копейку. Думаете, от хорошей жизни? Я до сих пор не знаю, что отвечать пожилому человеку, который спрашивает: «Почему я плачу за дом, который будет ремонтироваться в 2028 году, а мне 85 лет? И зачем я плачу за кого-то свои кровные, которых постоянно не хватает?»

С другой стороны, с каждым годом я всё больше наблюдаю, как донские потребители становятся грамотнее, не боятся отстаивать свои права, и это радует.

Взять хотя бы нашумевший случай, о котором в начале года передавали все российские СМИ. Тогда ростовчанка первая в стране отсудила деньги у Центра красоты, всучившего ей кредитный договор на косметику более чем на 100 тысяч рублей. Сложность состояла в том, что договор, который её «уболтали» подписать, она заключила добровольно. Но пострадавшая уверяла, что на неё оказали психологическое давление. Доказать это в суде весьма проблематично. Потребовались три заседания и месяц на рассмотрение дела, зато женщина победила!

Где качать права?

На Дону ежегодно открываются общественные приёмные по защите прав потребителей, за последние 9 месяцев они появились в Волгодонске, Новочеркасске, Белой Калитве, Каменске-Шахтинском и в Зернограде.

Сотрудники приёмных не только дают бесплатные консультации, но и помогают составить претензию или исковое заявление в суд, в том числе с расчётом штрафных санкций. По итогам первого полугодия такую помощь получили более 1,5 тысячи донских потребителей, а по жалобам и обращениям было составлено более 400 претензий. Например, недавно в Новочеркасске на­ша общественная приёмная помогла двоим гражданам, которые купили в одном из местных отделений Сбербанка две золотые инвестиционные монеты «Талисман Мишка 12» стоимостью 30 100 рублей. Спустя какое-то время монеты вдруг покрылись бурыми пятнами, хотя были запакованы в  герметичную капсулу. Люди решили их заменить, но получили отворот поворот.

Свой отказ банковские сотрудники объяснили некими внутренними нормативными актами, по которым предусмотрена лишь операция покупки инвестиционных монет по специальной цене, но не их обмен.  Мы же в свою очередь подготовили исковые заявления, требуя не только обменять золотые денежки, но и взыскать с ответчика компенсации морального вреда  — по пять тысяч на каждого истца, возместить расходы по оплате услуг представителя в судебном заседании (двадцать тысяч рублей), а также вынести штраф в пользу потребителей в размере 50 % от суммы, присуждённой судом.  В итоге городской суд Новочеркасска вынес решение в пользу потребителей, Сбербанк не просто заменил монеты-талисманы, но и выплатил каждому по 17 500 рублей. 

Также работает горячая линия. Это номер 8 (863)301-01-03, на него еже­дневно поступает более 50 звонков. Не все знают, что в администрациях муниципальных образований Дона действуют структурные подразделения по защите прав потребителей, где также можно получить бесплатную консультацию. Число специалистов, координирующих вопросы защиты прав потребителей в  области, составляет 141 человек. За полугодие к ним обратились более 26 тысяч граждан, из них 31% - с жалобами на сферу ЖКХ, 23,4% - на сферу торговли, 13% - на медицинские услуги.

Ирина Теларова, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области

Кстати

Почему разгорелся недетский спор?

Ростовский арбитраж поддержал областное Управление Роспотребнадзора, оштрафовавшего детский город профессий «Кидбург» в Ростове на десять тысяч рублей за нарушение прав потребителей.

Несколько месяцев назад на развлекательный комплекс пожаловались родители ребёнка, по просьбе которых и была проведена проверка. Оказалось, что по правилам посещения «Кидбурга» мама или папа не имеют права предъявлять претензии к сотрудникам, даже если те недостаточно хорошо присматривают за детьми, к тому же работники могут выставить мальчика или девочку из игровой зоны в случае неадекватного поведения, не возвращая денег за билет. При этом за вход в выходные  придётся отдать до 800 рублей за человека. Впрочем, руководство «Кидбурга» не согласилось с решением надзорного ведомства и обжаловало его в суде. Однако в конце августа арбитраж в этом споре стал на сторону Роспо­требнадзора.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах