Экономический кризис шагает по России уже седьмой год. За это время закрылись десятки, если не сотни, предприятий. Чуть ли не единственная сфера, которая не пострадала от финансового краха, - служба такси.
О том, как там всё устроено и можно ли жить на то, что зарабатывают в такси, корреспонденту «АиФ на Дону» рассказал сотрудник «Яндекс. Такси» Константин Бондаренко.
Полчаса на всё про всё
Светлана Ломакина, «АиФ на Дону»: Константин, я слышала, что вы в прошлом торговали сельхозтехникой? Даже бизнес у вас свой был?
Константин Бондаренко: Я начинал с ремонта офисной техники, потом родились дети, и мы с женой решили шить и продавать переноски для малышей - слинги. Вначале торговали в Интернете, потом вышли в офлайн, организовали клуб осознанного родительства «Новая мама», проводили мероприятия, собирали единомышленников. Это не приносит денег, сколько хотелось бы, поэтому я решил отделиться и искать свой заработок. Устроился в фирму, которая торговала сельхозтехникой. Пытался найти себя там – погрузился в тему, вёл переговоры с клиентами, но общий финансовый кризис и удешевление стоимости зерна помешали многим предприятиям покупать новые машины. Продажи не шли, появились разногласия с руководством, накопилась усталость и разочарование. Хотелось поработать где-то, где бы я мог морально отдохнуть. И тогда я на время устроился в такси.
- Говорят, стать таксистом можно чуть ли не за час?
- Оформление, действительно, заняло около часа. Я позвонил в «Яндекс», меня проинструктировали, дали на выбор таксопарк с приемлемыми условиями аренды авто, приехал туда, сдал документы службе безопасности. Через два дня мне позвонили и сказали, что можно начинать. Я забрал машину, что приятно, новую, прошёл медкомиссию и выехал на первый заказ. Работаю, когда мне удобно. Могу поработать два часа, могу 12, после 12 часов программа предупреждает, что я, судя по всему, устал и пора останавливаться. Если я всё-таки ещё четыре часа захочу поездить, то меня отключат от программы автоматически.
- Процент отдаёте от заказов большой?
- Нет, «Яндекс» и таксопарк списывают немного, главный расход - это бензин и плата за аренду машины. Есть заказы или нет, но 1500 рублей в сутки я должен выплатить.
«Биту с собой не вожу...»
- Моя мама живёт в пригороде Аксая, туда машину вызвать ещё реально, а оттуда, особенно в праздники, такси можно ждать по два, а то и три часа - никто не хочет брать заказ. В Ростове тоже есть такие места?
- Я не люблю садовые товарищества: там разбитые дороги или их совсем нет, или такие узкие, что не продерёшься. Похожие улицы есть на Западном, в частном секторе. А к вызовам в «злачные районы», вроде Чкаловского, отношусь спокойно. Бывает, приедешь к какой-нибудь сауне, а там интеллигентная мама с ребёнком ждёт. Вызвала к сауне, потому что это самое известное заведение в районе - его найти проще. А бывает наоборот - едешь к публичной библиотеке, ждёшь научного сотрудника с пакетом книг, а садятся нетрезвые молодые люди с мешком пива.
- Вы с собой биту возите на случай обороны?
- Нет (смеётся), несколько раз думал, что надо бы её купить, но пока прецедентов не было. У меня перцовый баллончик в двери лежит, но я ни разу им не пользовался... Возил одного бывшего военного, который рассказывал, как он на чеченской войне служил в спецназе и убивал. Мне показалось, что он был под какими-то веществами, вёл себя излишне эмоционально, постоянно оглядывался. Звучит это не страшно, но когда с тобой рядом такой товарищ и роста он немаленького, становится неуютно. Потом возил нескольких парней. Доехали до Левенцовки, они вышли, попросили подождать, вернулись и поехали обратно. Только потом понял, что, наверное, закладчики. Мужик был, который ехал, зажав между коленями руки, всю дорогу смотрел на меня искоса и бормотал что-то вроде заклятия из Гарри Поттера. Его, маленького и с виду тихого, я, признаться, опасался больше всех (смеется).
- А я слышала от знакомых таксистов, что одинокие подвыпившие женщины часто вызывают такси для того, чтобы познакомиться...
- Когда устраивался, мне тоже говорили - ну, держись, скоро начнётся. И я приготовился - ждал, ждал, кому бы отказать? А некому! Ни разу за почти год работы никто не сделал мне никаких непристойных, да и пристойных тоже предложений. Уже и постригся, и побрился - ни намёка. Даже обидно (смеётся). Но однажды вёз даму, бизнес-леди, с которой разговорились. Она жаловалась, что не может найти себе пару, чтобы отношения были на равных. Вначале встречалась с мужчинами ниже по социальному статусу, а их это неравенство задевало, они всё пытались её подмять, самоутвердиться... Вот с ней мы прокатались полночи - она говорила, я слушал. Такой вышел вариант психотерапии.
Никто не любит пьяных
- Конкуренция среди таксистов есть?
- Я её не чувствую. «Яндекс» автоматически раздаёт заказы по ближайшим машинам, и, вроде бы, хватает всем. В нашем таксопарке есть чат, в нём коллеги общаются, обсуждают ситуации на дороге, где засада ДПС, есть ли в каком-то районе заказы или уже долго тишина. Если у кого-то что-то сломалось, тот, кто рядом, приедет, поможет. Туда же посылают важную информацию о клиентах, которые не заплатили или вели себя неадекватно. И в следующий раз, когда такой человек закажет машину, его не возьмут. Конечно, есть свой сленг, профессиональные шутки. Примеры сленга приводить не буду, слова в основном непечатные.
- Существует в такси бюро находок, куда приносят то, что забывают в машинах люди?
- Если не удаётся определить, кто потерял вещь, и связаться с человеком, то сдаём в таксопарк. Если я смог припомнить, какая была поездка, через программу в истории поездок пишу, что потерялось что-то. Оставляют всё: от документов до обручальных колец, только что купленных, в бархатной коробочке. Хотя последнее, может, и неслучайно (смеётся).
- Есть пассажиры, которых таксисты не любят? О тех, кто не платит, не говорим.
- Никто не любит пьяных. Это и неприятно, и никогда не знаешь, чего ждать - и стошнить его в машине может, и с кулаками броситься. Или уснёт и потом его ещё в чувство привести надо, доставить, куда он ехал. Наркоманов возить неприятно, мне они, к счастью, не так часто попадались. Но знаю, что многие коллеги, которые видят «прибитые» адреса, от заказа отказываются. Многие не любят пассажиров с детьми, я детей люблю и к мамам отношусь с пониманием. Педантичные пассажиры, которые дают мне деньги копейка в копейку, не раздражают. Я и сам стараюсь держать деньги и мелочь на сдачу. Если не берут, конечно, приятно. Однако, главное, чтобы заплатили по счётчику.
Пароль «идеальный пассажир»
- За этот почти год работы были пассажиры, которых вы запомнили?
- Был один, но он меня не вызывал. Когда отпускал пассажира, навязался парень и начал задавать странные вопросы, вроде, где именно он находится и как доехать до Краснодара? Разговорились, оказалось, он откуда-то с Севера, детдомовский. В Ростовскую область его привезли на работу, тут на деньги кинули, даже телефона у него не было. Но говорил, что в Краснодаре есть брат, он помнит его адрес. И видно по парню, что не наркоман, не алкоголик, просто растерялся. Он решил, что надо доехать до автовокзала, а там уже бы просился в автобусы. Отвёз я его, купил билет до Краснодара. Он так долго благодарил, что мне до сих пор вспоминать неудобно.
- Константин, в завершение беседы опишите социальный портрет самого приятного пассажира.
- Легко. Это мужчина или женщина от 18 до 68 лет, воспитанные, приятные, заранее проверившие, есть ли у них в кошельке деньги. Ехать нам с ними надо недалеко и по хорошей дороге без пробок. На середине пути они говорят: «Дальше дорога будет не очень, сам доберусь, спасибо!» Протягивают мне деньги без сдачи, немного больше положенного. Двери закрывают мягко и под колёса после выхода не бросаются. Таким пассажирам я шлю в спину луч добра и удачи.
- Так это же я! Вы обо мне рассказываете!
- Правда? Значит, когда будете в следующий раз заказывать такси, напишите мне в заметках пароль «идеальный пассажир». Не то что приеду, прилечу! Но если говорить честно, то я подыскиваю новую работу. Такси - это спасательный круг на время финансового шторма, хочется верить, что он скоро закончится, и я буду заниматься чем-то более сложным и важным.