Примерное время чтения: 9 минут
338

«Идеальный пассажир меня не вызвал». Ростовчанин о непростой работе в такси

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ на Дону 02/10/2019
Такси - чуть ли не единственная сфера, которая не пострадала от финансового кризиса.
Такси - чуть ли не единственная сфера, которая не пострадала от финансового кризиса. pixabay.com

Экономический кризис шагает по России уже седьмой год. За это время закрылись десятки, если не сотни, предприятий. Чуть ли не единственная сфера, которая не пострадала от финансового краха, - служба такси.

О том, как там всё устроено и можно ли жить на то, что зарабатывают в такси, корреспонденту «АиФ на Дону» рассказал сотрудник «Яндекс. Такси» Константин Бондаренко.

Полчаса на всё про всё

Светлана Ломакина, «АиФ на Дону»: Константин, я слышала, что вы в прошлом торговали сельхозтехникой? Даже бизнес у вас свой был?

Константин Бондаренко: «Оформление на работу в такси заняло около часа». Фото: Из личного архива Константина Бондаренко

Константин Бондаренко: Я начинал с ремонта офисной техники, потом родились дети, и мы с женой решили шить и продавать переноски для малышей - слинги. Вначале торговали в Интернете, потом вышли в офлайн, организовали клуб осознанного родительства «Новая мама», проводили мероприятия, собирали единомышленников. Это не приносит денег, сколько хотелось бы, поэтому я решил отделиться и искать свой заработок. Устроился в фирму, которая торговала сельхозтехникой. Пытался найти себя там – погрузился в тему, вёл переговоры с клиентами, но общий финансовый кризис и удешевление стоимости зерна помешали многим предприятиям покупать новые машины. Продажи не шли, появились разногласия с руководством, накопилась усталость и разочарование. Хотелось поработать где-то, где бы я мог морально отдохнуть. И тогда я на время устроился в такси.

- Говорят, стать таксистом можно чуть ли не за час?

- Оформление, действительно, заняло около часа. Я позвонил в «Яндекс», меня проинструктировали, дали на выбор таксопарк с приемлемыми условиями аренды авто, приехал туда, сдал документы службе безопасности. Через два дня мне позвонили и сказали, что можно начинать. Я забрал машину, что приятно, новую, прошёл медкомиссию и выехал на первый заказ. Работаю, когда мне удобно. Могу поработать два часа, могу 12, после 12 часов программа предупреждает, что я, судя по всему, устал и пора останавливаться. Если я всё-таки ещё четыре часа захочу поездить, то меня отключат от программы автоматически.

- Процент отдаёте от заказов большой?

- Нет, «Яндекс» и таксопарк списывают немного, главный расход - это бензин и плата за аренду машины. Есть заказы или нет, но 1500 рублей в сутки я должен выплатить.

«Биту с собой не вожу...»

- Моя мама живёт в пригороде Аксая, туда машину вызвать ещё реально, а оттуда, особенно в праздники, такси можно ждать по два, а то и три часа - никто не хочет брать заказ. В Ростове тоже есть такие места?

- Я не люблю садовые товарищества: там разбитые дороги или их совсем нет, или такие узкие, что не продерёшься. Похожие улицы есть на Западном, в частном секторе. А к вызовам в «злачные районы», вроде Чкаловского, отношусь спокойно. Бывает, приедешь к какой-нибудь сауне, а там интеллигентная мама с ребёнком ждёт. Вызвала к сауне, потому что это самое известное заведение в районе - его найти проще. А бывает наоборот - едешь к публичной библиотеке, ждёшь научного сотрудника с пакетом книг, а садятся нетрезвые молодые лю­ди с мешком пива.

 - Вы с собой биту возите на случай обороны?

 - Нет (смеётся), несколько раз думал, что надо бы её купить, но пока прецедентов не было. У меня перцовый баллончик в двери лежит, но я ни разу им не пользовался... Возил одного бывшего военного, который рассказывал, как он на чеченской войне служил в спецназе и убивал. Мне показалось, что он был под какими-то веществами, вёл себя излишне эмоционально, постоянно оглядывался. Звучит это не страшно, но когда с тобой рядом такой товарищ и роста он немаленького, становится неуютно. Потом возил нескольких парней. Доехали до Левенцовки, они вышли, попросили подождать, вернулись и поехали обратно. Только потом понял, что, наверное, закладчики. Мужик был, который ехал, зажав между коленями руки, всю дорогу смотрел на меня искоса и бормотал что-то вроде заклятия из Гарри Поттера. Его, маленького и с виду тихого, я, признаться, опасался больше всех (смеется).

- А я слышала от знакомых таксистов, что одинокие подвыпившие женщины часто вызывают такси для того, чтобы познакомиться...

- Когда устраивался, мне тоже говорили - ну, держись, скоро начнётся. И я приготовился - ждал, ждал, кому бы отказать? А некому! Ни разу за почти год работы никто не сделал мне никаких непристойных, да и пристойных тоже предложений. Уже и постригся, и побрился - ни намёка. Даже обидно (смеётся). Но однажды вёз даму, бизнес-леди, с которой разговорились. Она жаловалась, что не может найти себе пару, чтобы отношения были на равных. Вначале встречалась с мужчинами ниже по социальному статусу, а их это неравенство задевало, они всё пытались её подмять, самоутвердиться... Вот с ней мы прокатались полночи - она говорила, я слушал. Такой вышел вариант психотерапии.

Никто не любит пьяных

- Конкуренция среди таксистов есть?

- Я её не чувствую. «Яндекс» автоматически раздаёт заказы по ближайшим машинам, и, вроде бы, хватает всем. В нашем таксопарке есть чат, в нём коллеги общаются, обсуждают ситуации на дороге, где засада ДПС, есть ли в каком-то районе заказы или уже долго тишина. Если у кого-то что-то сломалось, тот, кто рядом, приедет, поможет. Туда же посылают важную информацию о клиентах, которые не заплатили или вели себя неадекватно. И в следующий раз, когда такой человек закажет машину, его не возьмут. Конечно, есть свой сленг, профессиональные шутки. Примеры сленга приводить не буду, слова в основном непечатные.

- Существует в такси бюро находок, куда приносят то, что забывают в машинах люди?

- Если не удаётся определить, кто потерял вещь, и связаться с человеком, то сдаём в таксопарк. Если я смог припомнить, какая была поездка, через программу в истории поездок пишу, что потерялось что-то. Оставляют всё: от документов до обручальных колец, только что купленных, в бархатной коробочке. Хотя последнее, может, и неслучайно (смеётся).

- Есть пассажиры, которых таксисты не любят? О тех, кто не платит, не говорим.

- Никто не любит пьяных. Это и неприятно, и никогда не знаешь, чего ждать - и стошнить его в машине может, и с кулаками броситься. Или уснёт и потом его ещё в чувство привести надо, доставить, куда он ехал. Наркоманов возить неприятно, мне они, к счастью, не так часто попадались. Но знаю, что многие коллеги, которые видят «прибитые» адреса, от заказа отказываются. Многие не любят пассажиров с детьми, я детей люблю и к мамам отношусь с пониманием. Педантичные пассажиры, которые дают мне деньги копейка в копейку, не раздражают. Я и сам стараюсь держать деньги и мелочь на сдачу. Если не берут, конечно, приятно. Однако, главное, чтобы заплатили по счётчику.

Пароль «идеальный пассажир»

 - За этот почти год работы были пассажиры, которых вы запомнили? 

- Был один, но он меня не вызывал. Когда отпускал пассажира, навязался парень и начал задавать странные вопросы, вроде, где именно он находится и как доехать до Краснодара? Разговорились, оказалось, он откуда-то с Севера, детдомовский. В Ростовскую область его привезли на работу, тут на деньги кинули, даже телефона у него не было. Но говорил, что в Краснодаре есть брат, он помнит его адрес. И видно по парню, что не наркоман, не алкоголик, просто растерялся. Он решил, что надо доехать до автовокзала, а там уже бы просился в автобусы. Отвёз я его, купил билет до Краснодара. Он так долго благодарил, что мне до сих пор вспоминать неудобно.

- Константин, в завершение беседы опишите социальный портрет самого приятного пассажира.

 - Легко. Это мужчина или женщина от 18 до 68 лет, воспитанные, приятные, заранее проверившие, есть ли у них в кошельке деньги. Ехать нам с ними надо недалеко и по хорошей дороге без пробок. На середине пути они говорят: «Дальше дорога будет не очень, сам доберусь, спасибо!» Протягивают мне деньги без сдачи, немного больше положенного. Двери закрывают мягко и под колёса после выхода не бросаются. Таким пассажирам я шлю в спину луч добра и удачи.

- Так это же я! Вы обо мне рассказываете!

- Правда? Значит, когда будете в следующий раз заказывать такси, напишите мне в заметках пароль «идеальный пассажир». Не то что приеду, прилечу! Но если говорить честно, то я подыскиваю новую работу. Такси - это спасательный круг на время финансового шторма, хочется верить, что он скоро закончится, и я буду заниматься чем-то более сложным и важным.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах