В июне 2018-го в Москве, в издательстве «Эксмо», вышла новая книга – «Пастырь мертвецов». Это первый за всю историю российского книгоиздания фантастический роман, действие которого происходит в Ростове-на-Дону.
Более того, сюжет книги во многом опирается на особенности ростовской истории, географии и современной жизни.
О том, как появилось такое произведение, чему оно посвящено и в каком году происходят события, «АиФ-Ростов» расспросил автора книги – 38-летнего ростовского журналиста Антона Вильгоцкого.
Валентина Варцаба, «АиФ-Ростов»: Антон, не прошло и года, как мы представили читателям ваш справочник по самообороне для слабого пола «Самозащита подручными предметами», а вы уже выпустили новый роман. Сколько времени ушло на его создание?
Антон Вильгоцкий: Над новой книгой, (вышла тиражом три тысячи экземпляров – прим.ред.), я работал около четырёх месяцев. Три-четыре месяца – моя средняя скорость написания произведения такого объёма.
- Жанр произведения – «тёмное» фэнтези, с элементами ужасов и детектива. Какой это по счёту ваш литературный труд и как пришла в голову мысль написать такую неклассическую фантастику?
- Это моя пятая изданная книга и третья художественная. Большинство читателей узнали обо мне, благодаря двум книгам фэнтезийного цикла «Хроники Схарны» - романам «Избранник Пентакля» и «Зло не дремлет», которые вышли в 2008 и 2009 годах. Тираж каждой составлял 8000 экземпляров, к настоящему моменту он полностью распродан.
Фантастикой увлекался с детства. А когда мне было 20 лет, я стал писать современную прозу в духе Пелевина и Сорокина. И именно в этом направлении собирался делать писательскую карьеру. Однако без серьёзных связей в издательском мире автору классической прозы опубликоваться намного труднее, чем фантасту. Поэтому в 2008 году я вернулся к жанру развлекательной фантастики, и практически с первого захода мне удалось издаться на бумаге.
- Расскажите коротко о сюжете нового романа.
- В центре сюжета – приключения ростовчанина Егора Киреева. Он работает дизайнером и содержит небольшой книжный магазин, но также является практикующим некромантом.
Именно этим Егор, в основном, и зарабатывает на жизнь – магическая атмосфера в мире, согласно сюжету, нестабильна. Мой герой – не единственный некромант в Ростове, и однажды ему приходится вступить в противоборство со своим коллегой, который решил использовать магические способности во зло и создать армию зомби, чтобы захватить сначала город, потом страну, а после и весь мир.
Но это не единственная сюжетная линия. В книге выписана целая вселенная, населенная сверхъестественными созданиями, что тайно живут рядом с нами и среди нас. Там есть вампиры, демоны, множество разных магов и колдунов, у которых своя жизнь и свои интриги.
- В каком же году происходят события в «Пастыре мертвецов» и почему именно в Ростове-на-Дону?
- Всё уже в прошлом, в 2016-м. А место действия – Ростов-на-Дону отчасти потому, что это мой родной город, в котором я прожил большую часть жизни и знаю его лучше, чем какой-либо другой. Глупо было бы писать про Москву или Петербург, если я приезжаю туда раз в несколько лет и не знаю множества интересных подробностей, которые помогли бы дополнительно украсить произведение.
Другая причина – сознательное желание нанести Ростов-на-Дону на карту российской фантастической литературы, поскольку раньше он в книгах такого рода, если и упоминался, то только вскользь.
Кроме того, поскольку в моём романе речь идёт о воскрешении мертвецов, очень сильно сыграло на руку наличие на территории донской столицы массовых захоронений – крупнейшего в Европе Северного кладбища, а также захоронения жертв нацизма в Змиёвской балке. Оба этих места упоминаются в книге, и не просто упоминаются – в них происходит действие определённых эпизодов романа.
- В романе есть автобиографические моменты?
- Можно сказать, что есть - в том, что касается работы ростовских медийщиков. Я сам много лет проработал в журналистике, поэтому то, как описан в книге типичный день из жизни редакции городской газеты – как раз результат личного опыта. Также из личного опыта почерпнуты сведения о жизни городских неформалов, к которым я тоже когда-то принадлежал.
- Антон, кто ваши любимые писатели-фантасты и пытались ли вы им подражать?
- В большинстве моих книг есть отголоски творчества очень разных авторов – от Дина Кунца и его старшего коллеги по жанру ужасов Стивена Кинга, до российских беллетристов Виктора Пелевина и Сергея Минаева. Даже от Сервантеса (в русском переводе), наверное, кое-какие языковые обороты есть.
Конкретно перед тем, как начинать работу на «Пастырем», я перечитал несколько романов о ведьмаке Геральте польского фантаста Анджея Сапковского, а также «Каньон холодных сердец» британского автора ужасов Клайва Баркера – для того, чтобы проникнуться тёмной, напряжённой и пугающей атмосферой. Ещё люблю читать Роберта Асприна, Пирса Энтони, Джека Вэнса. Думаю, они тоже в какой-то степени на меня повлияли.
- Как пишутся романы? По настроению, вдохновению? По ночам, потому что надо работать, или ещё как то?
- Вдохновение – на самом деле вовсе не какое-то особое настроение, не придя в которое автор не может писать. Это внешний стимул, который подталкивает к созданию некоего произведения. В случае с «Пастырем» меня вдохновлял тот факт, что в российской литературе просто нет книг, которые рассказывали бы о чём-то подобном. То есть, конечно, многие пишут и о некромантах, вампирах, демонах и магических войнах. Но вот именно так, с такой расстановкой акцентов, как виделось мне –еще никто.
Идеальная схема – как раз выдавать определённую норму в день, опираясь на заранее составленный подробный план. К сожалению, это не всегда получается, потому что книгу пишешь несколько месяцев, в течение которых нужно на что-то жить. Естественно, повседневная работа отнимает большую часть времени.
Но по ночам я уже давно не пишу, лично для меня такой метод перестал быть продуктивным. Поскольку последние 10 лет я в основном работаю на фрилансе, занимаясь написанием статей, переводом документации и SMM-маркетингом, то у меня остаётся лишь некоторое количество времени для собственного творчества. Не так много, как хотелось бы - но несколько страниц в день писать получается.
- На мой взгляд, у вашей книги жутковатое название. А мораль такая же?
- Книга адресована поклонникам городского фэнтези, тёмного фэнтези, ужасов, любителям сюжетов, где есть множество интриг. Мораль... В ней очень много персонажей, и у каждого своя мораль, а кто-то из них полностью аморален.
Я не стану утверждать, что это обычная развлекательная фантастика, некая идея тут, конечно, есть. Но, думаю, будет лучше, если читатель сам её распознает, а не я расскажу заранее.
Могу лишь добавить, что мой собственный девиз в жизни – думать своей головой. Не строить суждения на обрывочных сведениях из разных источников, а внимательно и глубоко анализировать и сопоставлять факты. Такой подход порой приводит к чудесным открытиям. Полагаю, моя личная жизненная философия также находит отражение в книгах, которые я пишу.