Недавно президент РФ Владимир Путин предложил контролировать долю детей мигрантов в российских школах. По его мнению, чем больше иностранных учеников в школе, тем тяжелее проходит процесс их адаптации к российской культурно-языковой среде. Президент считает, что если ограничить их число, то они смогут легче погружаться в систему ценностей нашей страны.
Как к этому относятся сами ростовские мигранты, для которых Россия уже стала второй родиной, выяснил корреспондент «АиФ-Ростов».
Тройки из-за языка
Школьники Мелания и Самвел Петросян приехали в Ростов-на-Дону из Армении в 2017 году. Их родители выбрали этот город из-за родственников, которые раньше уже пустили корни в донской столице. Они и помогли семейству Петросян разобраться с пропиской и адаптироваться в новой стране.
Наверное, тяжелее всего после переезда пришлось именно Мелании и Самвелу. Для некоторых детей переход в новую в школу в другом районе – это уже большой стресс, а тут ребятам пришлось сменить страну и перейти в учебное заведение, где все разговаривают на незнакомом языке.
Самвел сейчас учится в 5 классе, а Мелания в 8 школы №111. До приезда в Ростов они знали русские буквы, но говорить по-русски не могли. Из-за этого в начале обучения успеваемость у детей сильно хромала. Мальчик не делал домашнее задание, потому что не понимал, что говорит учительница, а девочка получала много троек по русскому языку.
Но, спустя время, дети освоились. Самвелу помогли преподаватели: записывали задания в дневник, а Мелания сейчас знает русский язык на «отлично» и даже участвует в олимпиадах по этому предмету.
«Они заговорили на русском раньше, чем мы. Дети до сих пор исправляют нас, когда мы ошибаемся в произношении слов», – рассказывает их мама Кристине Гамлетовна.
Нужны ли ограничения
По словам женщины, от русских родителей давления их семья не ощущает. А с ограничениями, которые предлагает президент, она, как ни странно, согласна. Кристине считает: такие меры нужны, чтобы дети лучше приспособились к жизни в России. Ее семья планирует остаться Ростове навсегда. Мелания, пусть и учится пока только в 8 классе, уже мечтает поступить в медицинский университет и стать педиатром.
А ростовчанка Марина Старынина, дочь которой учится в одном классе с Самвелом, не согласна с тем, что численность детей мигрантов в школах надо как-то регулировать.
«В нашем классе есть киргизы, узбеки и армяне. Может быть, дети мигрантов составляют чуть меньше половины класса. Я отношусь к этому положительно. Меня, как маму, положение вещей устраивает. Детки умные и развитые, они хотят учиться и быстро все схватывают. Я считаю, что не надо ограничивать число детей мигрантов. Дети как дети. Учатся все одинаково, никакой разницы не вижу. Ни в религии, ни в отношении к традициям», – рассказала она.
Школа №111 – одна из самых многонациональных в Ростове-на-Дону. По словам директора Ольги Бондаревой, в ней учатся 1700 детей, из которых 49% – не относятся к славянскому этносу. Причем, с каждым годом количество детей мигрантов растет. Для сравнения: в 2018 году таких учеников было 46%. Сейчас в школе учатся 148 детей, которые вообще не имеют российского гражданства. Им еще предстоит пройти стадию адаптации.
Школа № 111, как и 105-я школа по соседству, находятся в ростовском районе Темерник. Так исторически сложилось, что именно эту часть города часто выбирают мигранты после переезда в Ростов. Удивительного в этом ничего нет, здесь находится известный рынок, продавцы которого в основном – мигранты. Поэтому и состав учеников этих школ – соответствующий.
«Я не думаю, что детей иностранцев получится распределить по разным школам. Куда же будут ходить эти ребята, если в нашем районе их живет примерно столько же, сколько и русских? Мы их рассматриваем как граждан нашей страны, которые ничем не отличаются от всех остальных. Для учителей тоже нет разницы. Дети мигрантов очень быстро адаптируются, тем более что многие уже знают русский язык до переезда в Россию. Иностранные ученики быстро усваивают традиции и правила поведения», – говорит Ольга Бондарева.
Как дома
В школе действует программа адаптации, которая направлена на мотивацию детей, более тесное взаимодействие с учителями и изучение культуры России. Социально-психологические трудности снимаются быстрее, благодаря участию детей в творческой жизни школы.
В 111-й проходит ежегодный фестиваль разных культур мира, где учащиеся рассказывают о традициях своих родных стран. Ученики надевают национальные костюмы и готовят блюда, читают стихи и поют песни. Дети и сами не забывают свои традиции, и одноклассников с ними знакомят. Ребята всех национальностей с удовольствием включаются в это взаимодействие и становятся ближе друг к другу. Например, школа участвовала в конкурсе «150 культур Дона» и поставила главным номером киргизскую сказку. Примечательно, что участвовали не только киргизы, но и русские, узбеки, школьники других народностей. В итоге межнациональных конфликтов между детворой не возникает.
По словам директора школы, многие мигранты уходят учиться в колледжи после 9 класса, но есть и те, кто готов учиться дальше.
«У был школьник-китаец, который по всем предметам ЕГЭ набрал более 80 баллов. Сейчас этот юноша учится в университете. Успеваемость детей зависит от родительского контроля. Главное, не национальность, а желание учиться», – убеждена Ольга Бондарева.
Статистика
В 2020 году в Ростовской области выросло число мигрантов, как сообщает правительство региона. Так, за первые 10 месяцев прошлого года количество прибывших в регион превысило число выбывших на 12 123 человек, тогда как в январе-октябре 2019 года таковых было больше только на 8 693 человека.
Донской край – на девятом месте в стране по числу мигрантов. По данным «РИА рейтинг», в 2018-2020 годах в донской регион переехали более 24 тыс. человек.
Насколько повлиял на статистику массовый исход мигрантов из региона во время пандемии, пока неизвестно. Но большинство из уехавших приезжали сюда работать, а семьи вместе с детьми оставляли на родине.
Комментарий главы узбекской диаспоры в Ростовской области Киёмхона Бобоева:
«Больше всего наших ребят в школе №105 на Темернике, в некоторых классах всего 20-30% русских учеников, остальные – узбеки, киргизы, корейцы. Некоторым нравится, когда их дети учатся в близкой к своей среде. Я, например, отдавал своих собственных детей в другие школы. Это важно, на мой взгляд, для того, чтобы они адаптировались, чтобы впитывали чужую культуру, в которой в дальнейшем будут жить. Я считаю, что состав классов должен быть разнообразным, не очень хорошо, когда дети замыкаются в чужой стране в кругу своих соотечественников. Это не на пользу, в первую очередь, им самим».