Примерное время чтения: 7 минут
501

Как хоронили кино. Фильмы донских режиссёров не доходят до зрителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "Аргументы и Факты" на Дону 05/11/2014

В конце октября на Дону прошёл кинофестиваль короткометражек «Мой край». На суд общественного и профессионального жюри было представлено более 30 картин со всей страны.

Волгодонск во второй раз принимает областной фестиваль, и по сложившейся уже традиции открывала конкурсную программу демонстрация документальных лент. Кстати, именно в этой номинации развернулась наиболее упорная борьба за призы фестиваля.

Досье

Юрий Щербаков. Родился 28 апреля 1945 года в Ростове.

В 1976 году окончил кинооператорский факультет ВГИКа.

В Союз кинематографистов СССР принят в 1977 году. Имеет высшие категории кинооператора и кинорежиссёра.

Больше 10 лет возглавлял объединение «Контакт» Ростовской киностудии, был её худруком.

В этом году география участников заметно расширилась. Свои работы прислали кинематографисты Екатеринбурга, Башкирии, Москвы. Но, конечно же, львиная доля работ пришлась на Ростовскую область. Такие фестивали - замечательная возможность увидеть то кино, которое никогда не покажут на большом экране.

Хроника развала

Почему современному зрителю закрыли доступ к документальному кино и кому на руку развал донского кинематографа, мы узнали у ростовского кинодокументалиста, члена Гильдии кинорежиссёров России, председателя Ростовского областного отделения Союза кинематографистов России Юрия Щербакова.

- Юрий Николаевич, почему на документальное кино сегодня не обращают внимания?

-  Потому что отечественное кинопроизводство просто рухнуло. В донской столице его задушили ещё в двухтысячные. А в прошлом году Ростовскую ордена «Знак Почёта» киностудию, которая когда-то уступала только московской и ленинградской, вообще продали. Чиновники избавились не только от талантливых мастеров, но и от самой творческой структуры с почти вековой историей, оставившей заметный след в отечественном кино. Во время Великой Отечественной войны наши земляки создавали настоящие шедевры документалистики: Маневич снимал на Северном флоте, Смолка освобождал Севастополь, легендарный Мазрухо с воздуха брал Берлин, а Кутуб-заде первым вошёл в освобождённый Освенцим. Все фильмы о Шолохове, Закруткине, Калинине, Чихе созданы именно у нас. Леон Борисович Мазрухо был лучшим другом Михаила Шолохова. Только ему писатель доверялся на съёмках даже в нобелевском Стокгольме. И всё это было перечёркнуто за несколько лет, а имена, славившие Дон по всей стране и за её пределами, предали забвению…

Юрий Щербаков Фото: Из личного архива

- Но каким образом? Чиновник же не может запретить режиссёру снимать хорошее кино...

- Не может. Но может закрыть доступ к зрителю, разрушив кинопроизводство. Мне кажется, что нынешняя власть умышленно душит документалистику в регионах. Давно уже перестало поступать  федеральное финансирование, ведь студии были государственными. И этот вынужденный творческий простой длится уже двадцать лет! В прикладном смысле функция традиционной хроники давно перешла к TV. Но там закрыли местный «Телефильм», ведь хроника говорит со зрителем на языке образной публицистики. А не так давно ВГТРК оставила области самый минимум эфирного времени, которого хватает лишь на новостные программы.

Ростовская ордена «Знак Почёта» киностудия бездействовала более двадцати лет, после чего окончательно прекратила существование. Властям показалось, что самое ценное в ней лишь здание в центре города. Откуда же сейчас взяться кинохронике на Дону?

Надежда на чудо

- Неужели всё так безнадёжно?

- Меня обнадёживает то, что, как председатель жюри двух областных открытых кинофестивалей, я вижу: молодёжь тянется к нашему искусству как к способу самовыражения. В ростовском Доме кино регулярно проходят фестивали документальных фильмов. Знающие об этом зрители их не пропускают. Да и ребята, воспитанные на «страшилках» и «стрелялках», тоже стали подтягиваться. На днях из Екатеринбурга нам привезут программу самого крупного отечественного кинофестиваля документальных фильмов «Россия». При финансовой поддержке местных властей можно было бы пригласить в Ростов представителей и других отечественных и международных фестивалей. В начале февраля на базе Ростовского областного отделения Союза кинематографистов мы учредили донскую кинокомпанию «СОЮЗ».  В мае встречался с первым заместителем губернатора Игорем Гуськовым. Мы обсудили многие вопросы, включая восстановление производства и помощь в проведении Ростовского международного кинофестиваля. Так что региональная власть в курсе существующих проблем. Осталось лишь дождаться помощи…

- Думаю, если удастся возродить наше кино после двадцати лет простоя, это будет настоящим чудом. Впрочем, вы как раз не просто верите в чудеса, но и фиксируете их: в 90-х годах не побоялись неоднозначной темы и сняли первый уфологический фильм «Суфлёр». Главный герой, простой сальский мужик Шапошников, уверял, что контактирует с внеземными цивилизациями. А вы сами сталкивались с непознанным?

- Мне вообще кажется, что с непознанными явлениями я сталкивался чаще, чем с познанными. Впервые НЛО я увидел в двадцать лет; до этого я никогда о них не слышал и даже не предполагал, что нечто существует. Потом встречал его много раз, заранее переживал неприятные последствия таких встреч, удивлялся необычайным свойствам собственного организма и даже пережил клиническую смерть. И испытал то, что испытывали многие пациенты доктора Моуди... Уже позже на съёмочной площадке я познакомился со многими свидетелями необъяснимого, беседовал с контактёрами, выдающимися учёными, интересовался странными совпадениями в мировых религиях, и для меня постепенно прояснялась сложнейшая картина Непознанного.

Разговор с ангелами

- Приподнимите завесу тайны…

- Каждый из нас хоть раз, да сталкивался с необъяснимым, но трубить об этом у нас не принято. Во время работы над полнометражной трилогией «Сошедшие с ума» мы со съёмочной группой объездили весь Советский Союз, видели разные чудеса. Но выйти на экран этому фильму было не суждено: на «Мосфильме» сначала исчез его негатив, а уже в Ростове из монтажной вынесли и сожгли рабочий позитив. На свежей, небракованной плёнке «Kodak» тогда зафиксировались странные энергетические фантомы. Они появлялись всего на одном-двух кадриках разных эпизодов так, как будто подкрепляли своим появлением смысл происходящего перед камерой. Странные энергетические сущности занимали даже межкадровое пространство, хотя при закрытом зеркальном обтюраторе камеры отражённый свет на межкадровку попасть не может ни при каких условиях.        

- Получается, чудо можно задокументировать?

- Всякое бывает. И в этом магия документального кино: снимать обыденную жизнь так, чтобы зритель понял, что она удивительна. Мы живём в мире следствий, а истинные причины выпадают из нашего поля зрения. Тур Хейердал считал, что конец своего кругозора мы и принимаем за конец света. Взять моего героя Шапошникова, которого считали чуть ли не сумасшедшим. Он перечислял факты, которые поражали. Например, он утверждал, что мысленно путешествует по Солнечной системе, что раньше не было Луны и что планет в Солнечной системе 10. Не случайно название фильма - «Суфлёр» про нашего Ивана Ивановича Шапошникова возникает на фоне картины Питера Брейгеля «Слепые». Как приходит «прозрение»? Ответ на этот вопрос я и ищу в своих уфологических картинах и в литературе, написанной пока только в стол, и, конечно же, в повседневной жизни…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах