1451

Драмы Ростова. Театральная публика испорчена антрепризами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. "Аргументы и Факты" на Дону 17/09/2014
Филипп Иващенко / АиФ-Ростов

Два года назад Ростовский Молодёжный театр возглавил режиссёр Михаил Заец. Он работал во многих театрах нашей страны, ставил спектакли в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Томске и вдруг переехал в донскую столицу.

Справка
Михаил Заец. Выпускник Новосибирского театрального училища и Екатеринбургского театрального института. Работал в ведущих театрах Тюмени,Омска, Астрахани, Новосибирска и Екатеринбурга.

В первом же театральном сезоне спектакль нового режиссёра «Господин Ибрагим» стал лучшим на областном театральном фестивале-конкурсе «Мельпомена».

О театральной жизни Ростова, о том, куда уходят молодые талантливые артисты, мы поговорили в преддверии нового сезона. 

Непростая история

- Михаил Васильевич, что вас привело из Сибири на юг?

- Судьба, наверное. Никогда раньше не бывал в Ростове, пока 3 года назад не пригласили сюда на  экспериментальную театральную лабораторию Олега Лоевского. Я сделал эскиз спектакля «Киллер Джо», который затем вошёл в репертуар Молодёжного театра. А через некоторое время здесь сменилось руководство и новый директор Карина Олеговна Сердюченко пригласила меня на постановку спектакля «Гусары, вперёд!». В процессе работы мне предложили возглавить театр. У артистов есть примета: если ты пролил кровь на сцене, то спектакль удастся. Приехав в Ростов и впервые войдя в театр, я в темноте поранил руку в кровь и вдруг возникло чувство, что я нужен здесь и что всё получится. В этом есть что-то языческое.

- В театре долгое время была сложная ситуация: после ухода Лиляновой не могли найти главного режиссёра. Как вас приняла труппа? 

- Не было художественного руководства, да, но приезжали режиссёры-постановщики, спектакли шли, и театр как-то жил. Приход нового руководителя - это всегда сложно, особенно в период безвременья. Конечно, идёт какая-то притирка. Профессия главного режиссёра отличается от работы режиссёра-постановщика: нужно думать о репертуарной политике, творческом  росте труппы, занятости артистов и т.д. Хочется не в ущерб репертуару и зрителю обеспечить каждого артиста работой, попытаться раскрыть актёров в непривычном для них ключе. Например, Евгений Овчинников сделал мощный прорыв за два сезона. Он сыграл Момо в «Господине Ибрагиме», Доко в «Оркестре “Титаник”», Свена в «Собаках-якудза». А Юрий Филатов, который многие годы играл серьёзные и психологические роли, вдруг показал себя как комедийный актёр в «Бале воров», «Кьёдженских перепалках». У нас замечательная  труппа, и у всех есть прекрасные актёрские работы.

В нашумевшем спектакле «Онегин» на сцене появляется сам Александр Сергевич. Фото: АиФ-Ростов / Филипп Иващенко

За эти два года в театре прошли как минимум 16 премьер, и на спектакли «Собаки-якудза», «Господин Ибрагим», «Онегин», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. билетов просто не достать.

Проблема ещё в том, что в Ростове всего четыре государственных театра, включая кукольный. В том же Новосибирске их двенадцать, не считая студий и антреприз. Спектакли идут каждый день, и не купить билеты, потому что новосибирский зритель  хотя бы раз в месяц должен  побывать в театре. Вопрос воспитания. Ростовская публика «испорчена» антрепризами. А что такое антреприза? Приезжают медиазвёзды, ставят на сцену стол и стул и играют какую-то незатейливую комедию, грубо говоря, «Трое без трусов на балконе». Это касса. Но зритель соскучился по настоящему театру, по декорациям, свету, хорошей игре. Я снимаю шляпу перед Вячеславом Кущёвым, который приучил ростовчан ходить в Музыкальный театр. Пришло новое руководство  в драму. Но Ростову нужны новые театры, чтобы он снова стал театральным городом.

- И какой у вас сегодня репертуар?

- Мы берём тексты, написанные хорошим языком. Это классика - Куприн, Гоголь, Жан Ануй, Карло Гольдони и современная драматургия - Эрик-Эмманюэль Шмитт, Трейсли Лэттс. Автор «Собак-якудза» - современный автор Юрий Клавдиев, а тексты песен написали ребята из ростовской группы «Матэ». «Очень простую историю», которая идёт во всех театрах страны, написала украинка Мария Ладо. Сейчас доделываем пьесу «Тирамису» польского автора Иоанны Овсянко.

Отцы и дети

- Этим летом вы набрали в труппу восемь молодых ребят, в том числе из Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска… 

- Я убеждён, что мы должны приглашать  молодых профессионалов. Очень жаль, что закрылось Ростовское театральное училище, из которого выходили великие артисты. Да, в Ростове есть колледж искусств, но это немножко не то. Театральные училища и вузы - это закрытая система, где люди в течение нескольких лет усиленно работают над собой. Помню, мой учебный день начинался спозаранку и заканчивался глубокой ночью: с утра я делал упражнения на голос, затем бежал на вокал и занятия по речи, потом шли общеобразовательные предметы, фехтование, хореография, актёрское мастерство... В 90-е годы, когда кругом царил хаос, просто времени не было на «разборки». Думаю, именно это спасло многих молодых ребят тогда.

Отсутствие театрального вуза - это беда Ростова, потому что в том же Екатеринбурге, Перми, Ярославле, Новосибирске, Иркутске они есть. И когда в театры приходят работать обученные молодые люди, старшее поколение вынуждено держать себя в форме.

- Но что делать с возрастными актёрами? Расставаться с театром болезненно…

- А кто говорит о расставании? Артисты продолжают работать, переходят в другие роли. В нашем театре очень сильные среднее и старшее поколения. К примеру, у Раисы Пащенко и Ольги Щёлоковой была масса ролей в этом году. Конечно, болезненно после главных героинь переходить на возрастные роли. В душе ты молод, но в 50 лет Джульеттой уже не будешь. Но в каждом возрасте своя прелесть.

Без преемственности поколений не бывает нового дела. Очень хотелось в этом сезоне поработать с Бушновым. И хотя я человек приезжий, со смертью Михаила Ильича что-то внутри оборвалось. Когда уходит старое поколение, мы многое теряем. Очень жаль, что я не знаю близко  бывших артистов Ростовского театра драмы. Но ещё хуже, что родной город их не помнит…

«Смейся, паяц»

- В прошлом году в театр пришёл молодой актёр Алексей Остафийчук. Он с успехом сыграл Онегина, одну из главных ролей в «Собаках-якудза». Но внезапно переехал в Москву. Почему?

- Нормальный процесс. Как говорится, рыба ищет где глубже. Раньше актёры чаще мигрировали из театра в театр, потому что им давали квартиры. После перестройки такая возможность исчезла. Мне нравится фраза у Брехта: «Артисты бывают двух планов - либо паяц, либо священнослужитель». Для многих актёров старшего поколения театр - это храм: нередко они даже уходили в монастыри, т.е. из одного храма в другой. А у нынешней молодёжи нет этого ощущения. Сейчас всё несколько обезличено. Много соблазнов в виде сериалов и кино: молодые думают, что можно уехать в Москву и стать медийным лицом.

Но качество наших сериалов оставляет желать лучшего. Прекрасные артисты загнаны в условия, когда в день снимают по 3 серии. Актёры быстренько пробалтывают текст, а искусство не терпит суеты. Я всегда привожу в пример сериал «Не родись красивой»: это западная франшиза, которая прошлась по всему миру. Как-то по ТВ показывали отрывки из немецкой, бразильской, американской и канадской версий. Они сняты  на очень хорошую плёнку, с красивыми постановочными кадрами, отличной актёрской работой. А наш сериал - с одной камеры в павильоне, где все играют дураков. И история Золушки превращается в мыльную комедию. Мы живём в эпоху зарабатывания денег, когда кино снимают продюсеры и вкусы определяют продюсеры. Мне кажется, эти люди очень плохого мнения о народе, который смотрит телевизор. Снимали же у нас когда-то  «17 мгновений весны», «Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Это тоже сериалы, но какого уровня!

- А ваша жена имеет отношение к искусству?

- Нет. У жены европейское образование, связанное с общественной политикой. Она владеет шестью языками. У нас две дочери: Ульяне 6,5 года, Серафиме 3 месяца. Часто бывает так, что труппа начинает ревновать режиссёра, который ставит спектакли «под свою жену». Наверное, мне повезло, что она не актриса…

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах