Примерное время чтения: 7 минут
451

Андрей Мнацаганов: Заключенные выходят на свободу больными людьми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "Аргументы и Факты" на Дону 29/05/2013

«Спаси и сохрани»

Ещё десять лет назад он, удачливый предприниматель, и не думал, что променяет успешную строительную фирму на скромный приход Святых Царственных Страстотерпцев в посёлке Красный Сад Азовского района, деловой костюм на рясу, а переговоры с заказчиками - на отпущение чужих грехов. Вне церковных стен отец Андрей служит за решётками донских тюрем. Свой собственный дом на ул. Щербакова, построенный ещё в пору занятия бизнесом, священник отдал под реабилитационный центр для бывших заключённых. О том, как благодаря вере изменилась жизнь ростовского бизнесмена, совместимы ли деньги и духовное богатство и как сделать, чтобы христианские заповеди стали нормой жизни, мы и разговорились.

- Отец Андрей, вы несёте необычную службу: помогаете тем, кто совершил самые тяжёлые преступления. Но ведь большинство осуждённых, покидая места, не столь отдалённые, возвращаются туда обратно...

- Потому что им больше некуда идти. После стольких лет вне социума заключённые выходят на свободу больными людьми. Морально больными! Многие попадают за решётку ещё по молодости: украл мобильный телефон, напился, подрался. Чего по дурости не случится... И представьте, в каких нечеловеческих условиях эти ребята взрослеют, что творится у них в головах.

У большинства людей тюрьма ассоциируется с эдакой цитаделью зла. На самом деле половина сидящих за решёткой отбывают наказания, порой не соизмеримые с их проступками. Я вижу многих, кто действительно раскаялся, исправился и готов начать новую жизнь. После освобождения мы принимаем их у себя в центре, помогаем восстановить документы, найти работу, первое время поддерживаем деньгами.

- А каким был ваш путь к Богу? Что заставило вас бросить бизнес ради церковной службы?

- Этот путь был долог, но не могу сказать, что случилось какое-то переломное событие. Ещё в девяностые мне довелось познакомиться со своим первым духовным наставником, уже покойным отцом Георгием. Я тогда работал сварщиком, ремонтировал калитку в храме Александра Невского, где отец Георгий служил настоятелем. Так случилось, что мы разговорились по душам. Я вырос в нерелигиозной семье и до тех пор смотрел на духовенство как на небожителей, отрешённых от земли. А этот батюшка оказался таким простым в общении человеком! Вскоре я уже ходил к нему каждое воскресенье. Затем отца Георгия перевели в Покровский храм в Батайске, а меня, уже руководителя фирмы, одели в стихарь дьякона. Чем честнее я становился, тем труднее было вести дела, ведь бизнес - это далеко не всегда игра по правилам. Криминальные разборки с «братками», откаты - прежняя жизнь теперь расходилась с моими принципами, не укладывалась в голове. И бизнес пришлось оставить.

Когда почувствовал, что мне (с дипломом автотранспортного техникума) для службы в церкви не хватает знаний, пошёл учиться в Ростовский филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Затем - на религиоведа в ЮФУ.

В 2009-м мне присвоили сан иерея и отдали храм в Красном Саду, у которого тогда даже крыши не было. Где-то на собственные деньги, где-то на пожертвования за три года удалось храм достроить.

«Избави нас от лукавого...»

- Как изменилась ваша жизнь после того, как вы надели рясу?

- Легче стало на душе. Раньше каждое моё утро начиналось с отслеживания курса валют. Но постепенно я понял, что Господь не пересчитывает доллары. Вне меркантильного мира, где каждый хочет отхватить кусок пожирнее, мне стало радостнее жить. Хотя, будь я нищим, наверное, считал бы по-другому...

- Но ведь одно дело, когда вы и на дом, и на машину когда-то заработали сами. Другое - батюшки ездят на дорогих иномарках, а прихожане несут в храм последнее...

- С чем сегодня часто ассоциируется церковь? Правильно: толстопузый поп на «Мерседесе». Удержаться от искушений человеку ох как нелегко. По этому поводу справедливо говорят, что тяжелее всего победить самого себя. Я вам отвечу так: в дорогих подарках нет ничего предосудительного, когда народ батюшку любит и в приходе у него порядок. А если храм трещит по швам, тут уж, простите, о каких машинах может идти речь? Я этого не одобряю. Страсть к деньгам и роскоши - один из самых пагубных грехов.

«Да будет воля Твоя...»

- Сегодня многие держат пост и ходят в церковь. Но в чём разница между модой на веру и истинной верой?

- Уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого - вот что такое вера. Но мало просто исповедовать то, чего не видно глазу. Нужно приложить максимум усилий, чтобы желаемое осуществилось. Любить других людей, уметь прощать. И, главное, не удариться в фанатизм. Если ты верующий, к чему кричать об этом на каждом углу и приставать к людям: мол, раз они не молятся, то гореть им в аду. Это же ненормально! Каждый волен выбирать. Господь не зря говорит: «Не жертвы хочу, а милости». Путь к Богу должен быть личным и осознанным, а не из-под палки.

Ещё одно поветрие - массовые венчания. Молодые люди не понимают, что это не просто красивый обряд, а таинство. Это возложение ответственности за содержание семьи. Как человек, проживший в браке 25 лет и вырастивший троих детей, я вам с полным правом скажу, что это большой труд. Мы с супругой повенчались через пять лет после свадьбы. А скороспелые венчанные браки часто быстро разваливаются.

«Да святится имя Твое...»

- Отец Андрей, вы пришли к Богу на сломе эпох. Какое время для вас комфортнее?

- Я родился, когда «Бога не было», а люди стояли в очередях за колбасой. Сегодня вера - личное дело каждого и прилавки ломятся от товаров. Но в то время у нас было больше нематериальной свободы. И хотя коммунистические идеи уходят в прошлое, они не потеряли своего рационального зерна. Взаимопомощь, любовь к ближнему - это по сути христианские заповеди. Вот такой национальной идеи, только построенной не на борьбе с инакомыслием, а на диалоге, новому поколению и не хватает.

- Сегодня, когда во главе угла чаще всего стоят деньги, казалось бы, многие семьи живут в достатке. А, по статистике, всё больше преступлений совершают несовершеннолетние. Неужели выросло такое жестокое поколение?

- Я и сам в юности не был паинькой - таскался с уличной шпаной. А потом родители отдали в альпинистский спорт. Первый учитель взял меня, хулигана, на поруки. Я попал в совершенно другую среду: начал ходить в походы, общаться с профессорами и студентами, играть на гитаре. А спустя годы многих из своих старых уличных друзей я встретил... за решёткой.

Мы сами виноваты в том, что вырастили такое поколение. Сегодня дети предоставлены сами себе: государство ими не занимается, а родителям некогда да и дорого. Мало кто из преподавателей старой школы готов работать на голом энтузиазме. Пионеры, комсомол - всё это мы когда-то, увы, потеряли и ничем заменить не смогли. Но, как поётся в одной известной бардовской песне, «времена не выбирают: в них живут и умирают».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах