aif.ru counter
Ирина ПРИЛУЦКАЯ 1373

Старые песни о главном. «Православный Дон» сохраняет казачьи традиции

Ансамбль знают и любят не только в России, но и в Германии, Австрии, Малайзии, Болгарии, Италии.

Фото из архива Геннадия Вечёркина / АиФ-Ростов

Досье

Геннадий ВЕЧЁРКИН - заслуженный работник культуры Российской Федерации, начальник отдела культуры Администрации Боковского района. Родился 5 ноября 1961 года. Окончил Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Создатель и руководитель Войскового муниципального фольклорного ансамбля «Православный Дон».

Создатель и руководитель ансамбля «Православный Дон» Фото: АиФ-Ростов / Фото из архива Геннадия Вечёркина

Этот коллектив знают и любят по всей России. Тепло принимали ансамбль казаков в Германии, Австрии, Малайзии, Болгарии, Италии.

- Я родом из небольшого казачьего хутора Малахов Боковского района. Когда ещё мальчишкой был, здесь жили старые казаки-песенники, - говорит Геннадий ВЕЧЁРКИН, руководитель Войскового муниципального фольклорного ансамбля «Православный Дон». - Помню, выйдешь на Чир и слышишь, как запевают казаки и несутся слова во все хутора над водой: «Течёт речка да по песочку, вода камень точит. Молодой жульман, молодой жульман начальничка просит». То была наша, малаховская, песня. Сегодня это уже редко услышишь. Казачий фольклор, к сожалению, стал чем-то музейным...

О старых песнях о главном и о том, к чему приводит исчезновение традиций, наш разговор.

Голос сердца

- Геннадий Иванович, сегодня вы выступаете далеко за пределами донского края и даже России. А с чего всё начиналось?

- Начиналось всё с самодеятельности. Я родился в семье немузыкальной, но культурной: родители работали киномеханиками. А кино на селе было важнейшим из искусств, и мы с братом выросли буквально в сельском клубе. Отец немножко играл на баяне, возил меня в станичную музыкальную школу на класс баяна. Я окончил музучилище и в 86-м году поступил в Краснодарский институт культуры, на отделение народного хора. Там судьба свела с Виктором Захарченко, руководителем Кубанского казачьего хора, пожалуй, самого известного в стране. Оказалось, что любовь к народной песне заразительна, и я загорелся идеей создать молодой коллектив у себя в районе. Сперва это были всего несколько человек: мой брат, муж сестры, друзья из соседних хуторов и я - все потомственные казаки и казачки. Я некоторое время работал в Боковской музыкальной школе и приглашал к нам талантливых молодых ребят, преподавателей. Нас часто звали на праздники, фестивали народной культуры. И в 91-м году ансамбль получил звание народного, а в 2000-м стал муниципальным. С тех пор коллектив остаётся почти семейным - это мои родственники, коллеги, наши ученики. Самой большой помощницей всегда была моя жена, которая тоже ездит на гастроли и знает весь репертуар. Часто берём с собой дочерей.

Геннадий Вечёркин поёт в редакции «АиФ на Дону» Фото: АиФ-Ростов / Ирина Прилуцкая

На чужой сторонке

- Как о вас узнали за рубежом?

- Это всё - дело случая. Как-то в 91-м году мне позвонил из Москвы наш земляк, ныне покойный писатель Евгений Лосев, предложил поехать через торгпредство в столицу Малайзии Куала-Лумпур: там в одном из дорогих отелей организовали фестиваль русской кухни и культуры. Дело было в январе, мы прилетели в шубах, а там жара, дышать нечем. Выступали по вечерам в небольшом ресторанчике отеля. Давали концерты и на улицах: местные собирались толпой, расстилали такие маленькие коврики прямо на асфальте, просили исполнить что-нибудь весёленькое и подпевали. Однажды мы сделали концерт для горничных и официантов отеля, так те вместе с нами пустились в пляс.

В Германии, наоборот, любят протяжную песню, многоголосие и исполнение а капелла. Первый раз мы отправились туда в 97-м году выступать на улицах. Решились на авантюру: взяли казачью справу, инструменты да и поехали во Франкфурт-на-Майне. Нас там должен был встретить один знакомый немец. И вот выгрузились на вокзале в 12 часов ночи, а никто нас не ждёт. Что делать? Кое-какие деньги с собой были, и мы остановились в гостинице. Познакомились с хозяином, бывшим военным лётчиком, накрыли стол со своими харчами да и запели под водочку. Немец рот раскрыл от удивления. «Оставайтесь у меня в гостинице выступать, - говорит. - За жильё денег не возьму». Там мы и пробыли 1,5 месяца: пели, продавали кассеты. Под Новый год вернулись домой на собственных машинах.

Каазьи песни передаются из уст в уста. Фото: АиФ-Ростов / Из архива Геннадия Вечёркина

Позже ездили выступать на фестивали этнической музыки в Австрию, Италию, Польшу.

Вообще европейцы очень удивлялись нашей манере исполнения, ведь там представление о казачьем творчестве связано со знаменитым хором Сергея Жарова, созданным ещё в начале 20-го века. Это был коллектив из эмигрантов: тогда казаки массово уезжали за рубеж. Они исполняли казачью музыку, но в академической и церковной манерах. Например, там знают «Вечерний звон», «Однозвучно гремит колокольчик» и т.д. Но это совсем не похоже на то, что исполняем мы.

- А каков репертуар «Православного Дона»? Наверное, вы на этой музыке выросли?

- Это традиционная протяжная казачья и другие народные песни о донском крае - семейно-бытовые, военные, игровые, любовные, которым уже больше ста лет. Есть и современный репертуар, многое написал мой брат Николай. Я никому не давал ноты, но пару раз слышал его произведения по радио. У казачьих песен ведь и не было письменной традиции: их передавали из уст в уста, привозили домой с гулянок из других станиц, добавляли что-то своё.

Сегодня я редко встречаю аутентичный казачий фольклор в быту, собираю его буквально по крупицам. В нашей песне ведь важно услышать настоящее. Чего греха таить, в современной музыке много фальши. В основном крутят какую-то вульгарщину, тексты высосаны из пальца. А казачья песня вечная: в ней интонации прошлого и настоящего. «Ой да разродимая моя сторонка. Ой да не увижу больше я тебя. Ой да не увижу, голос не услышу. Ой да звук, да на зорьке, да в саду соловья» - такое просто так не сочинишь, это пережить надо.

Современная публика хочет чего-то лёгкого, развлекательного. А протяжная казачья песня - очень трудный для восприятия материал. Чтобы её понимать, надо немножко знать историю. Сегодня даже школьники не имеют представления, что такое Казачий круг, как выбирали атамана, кто такой Платов. Многие и Шолохова не читали...

Память вольной старины

- А у вас, в Боковском районе, казачьи традиции и обряды сохранились?

- У нас очень изменился состав населения. Это большая проблема донской глубинки: хутора пустеют, народ, особенно молодёжь, уезжает на заработки в города.

Обряды и песни когда-то были частью быта. А что такое казачий быт? Это будни семьи военного человека, у которого есть шашка, винтовка, боевой конь. Это работа на земле. Быт изменился совершенно, потому и творчество казачье, к сожалению, становится музейным. Те же военные песни, например, исполняли, провожая казака в армию и на сборы. Где их теперь услышишь?

Отчасти сохранились свадебные обряды. Например, семья жениха ездит к родителям невесты свататься, а они приезжают «на стенки»: смотрят, где будут жить молодые. Ещё 20 лет назад я был на женитьбе у друзей: там казачки пели оба свадебных дня и весь праздник был завязан на песне. Сегодня два дня свадьбу уже не гуляют или не играют вообще, потому что дорого. А то и вовсе молодые не женятся. Казачьи традиции - это ведь не только песни и пляски, но и нравственные устои. А сейчас многое изменилось и, увы, не в лучшую сторону. Может быть, это старомодно, но я и представить себе не могу, чтобы, к примеру, наша дочь жила в гражданском браке. Как-то это против Бога.

Главные традиции казаков - семейные. Это совместный быт, отношения мужа и жены, детей и стариков. А мы живём в странное время, когда всё перевёрнуто с ног на голову. Мужчина становится безвольным, женщина часто играет его роль, и ей некогда заниматься семьёй. Молодые бросают стариков, каждому хочется жить своей жизнью.

Вот мы с братом, жёнами и родителями всегда жили в одном доме. Сами его строили, вместе трудились. Всякое бывало, ведь ладить - это тоже великий труд. Конечно, раньше экономический вопрос заставлял всю семью жить под одной крышей: попробуй-ка в одиночку землю вспаши... Но совместный быт давал очень много плюсов: дети воспитывались в труде, учились помогать и уважать старших. А сейчас ничего этого нет. Отсюда и бездуховность наша...

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой будет новая дорога на Театральном спуске Ростова?
  2. Почему казаки Ростовской области будут срочно переизбирать атамана?
  3. Как будет выглядеть итальянский ветропарк на берегу Таганрогского залива?
  4. Дончанин Геннадий Малахов получил «золото» на фестивале гиревого спорта?
  5. 952 года или 750 лет: сколько на самом деле исполняется Азову?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Вы подаёте милостыню?