Учителю высшей категории из Ростова-на-Дону Александру Игрунову недавно исполнилось 40 лет. По его собственному признанию, в педагогику он попал случайно. Оказавшись в школе как «учитель на замену», ещё студентом, Александр понял, что это и может стать делом его жизни. Сейчас, более 15 лет спустя, у Игрунова большой педагогический опыт. Он является директором одной из ростовских школ, но продолжает преподавать в старших классах, потому что не может представить жизнь без уроков.
О своём пути в педагогику, подходах к современным детям и необходимости изменений в систему проведения ЕГЭ Александр Игрунов рассказал Rostov.aif.ru.
«Иногда сбегал с уроков»
– Вы всегда хотели быть учителем?
– Я хотел быть поваром. C детства. Любил смотреть, как готовили мама и бабушка. Лет с восьми делал простые блюда. Да я и сейчас с удовольствием провожу время на кухне.
– И фирменный рецепт есть?
– Фирменного рецепта нет. Но очень нравится готовить борщ и жарить картошку. Люблю и уважаю нашу русскую кухню.
– А почему вы не стали поваром?
– Мама и бабушка (тоже педагоги, – прим. ред.) убедили в важности профессии учителя. Кстати, в педагогику пришёл, можно сказать, случайно: пригласили ненадолго заменить учителя. Дело было на третьем курсе вуза. Преподаватель обмолвился, что школа ищет на подработку учителя обществознания. Я откликнулся. Тогда я был уверен, что эта работа всего на два-три месяца, но оказалось, что на всю жизнь.
– Мама и бабушка помогали вам в приобретении педагогического опыта, или вы опирались на знания и опыт других преподавателей и учителей?
– Мама и бабушка часто разбирали со мной ситуации, которые могут возникнуть на уроках, делились опытом. Многие из их советов я помню, применяю сам, подсказываю более молодым коллегам.
- Какой совет бабушки или мамы считаете самым главным?
– Не экономить себя. Учитель – это история про полную отдачу.
– Помните свой первый день в школе?
– Если честно, после первого дня в школе я был шокирован, будто забыл себя в детстве и ожидал идеальных ребят из советских фильмов. А дети - они более живые, непосредственные. И то, что мне казалось лишь нарушением дисциплины, сейчас на это смотрю с позитивом.
– Представьте, что вы являетесь учителем у самого себя в детстве. Вы видите примерного ученика или нет?
– Я вижу быстро схватывающего, любознательного, но, к сожалению, ленивого ученика. Надеюсь, что память не обманывает меня, и я не огорчал учителей своим поведением. Хотя иногда сбегал с уроков и нарушал школьные правила. В общем – был обычным подростком.
- Требовательный учитель одновременно и хороший? Можно ставить знак равенства между этими определениями?
– Требовательных учителей боятся, недолюбливают, но, спустя годы, именно их вспоминают с особой теплотой. Часто за маской требовательного учителя скрывается огромное сердце, отданное детям. Не знаю, насколько я требователен. Просто я уверен, что любой школьный предмет достоин хорошего уровня знаний.
«Списывание формирует трутня»
– О современных детях говорят, что у них клиповое мышление. Соглаасны ли вы с таким мнением? Мешает ли такое мышление учебному процессу?
– С одной стороны, это не плохо. Развитое клиповое мышление может пригодиться в условиях многозадачности образования. Ребёнок быстро переключается – готов к выполнению нескольких дел. Но, с другой стороны, проблема в том, что клиповое мышление неизбежно приведёт к потере глубины усвоения материала.
– И как вы справляетесь с этим?
– Стараюсь подать материал интересно, чередовать разные виды работы на уроке, неравнодушно относиться к своему предмету. При таком подходе на уроке просто не остаётся места клиповому мышлению.
– Как вы относитесь к ученикам, которые списывают. Раньше считалось. что это однозначно плохо. Но в последнее время можно слышать и прямо противоположные точку зрения. А вы как считаете: списывание – это хорошо?
– Есть три варианта ответа на этот вопрос: «да», «нет», «наверное». Думаю, нужное слово каждый (педагог) выберет сам. Списывая, человек запоминает, проводит такую предметную работу.
Однако привычка списывать формирует трутня – не работоспособного ученика. Полагаться на шпаргалку – значит, не брать ответственность за свои знания. Поэтому я на стороне тех учителей, которые отрицательно относятся к списыванию.– Что вы думаете о молодых учителях-блогерах, которые снимают свои уроки и выкладывают в сеть? Вроде видео безобидные, да и дети радуются, что учитель с ними как бы на одной волне…
– Радуюсь, когда мои коллеги создают качественный доступный учебный контент. Таких учителей смотрят, комментируют их действия, о них знают. В этих роликах есть и юмор, и обучение, и оригинальный взгляд на предмет. Поэтому, я говорил, говорю и буду говорить: педагог, владеющий «цифрой» – это хорошо.
– А вы планируете завести свой блог?
– Конечно. Надеюсь, найти и своих читателей, и силы на постоянное ведение такого блога.
«Классрук – профессия круглосуточная»
– В предыдущей школе вы были классным руководителем в двух классах. Это – очень большая ответственность. Нужно не только уметь учить, но и сделать всё для того, чтобы класс был дружным, сплоченным. Это предполагает возможность проводить время вне школьных стен. Как, помимо занятий, вы проводили время с детьми? Ходили на экскурсии, посещали музеи и театры, просто гуляли?
– Знаете, хороший классрук всегда найдёт много способов сплотить класс. В детстве я любил совместные мероприятия – выезды на природу, походы в музеи, прогулки по городу. В наш цифровой век ты постоянно на связи с детьми: через мессенджеры, социальные сети. Если работать с классом по принципу общего дела (совместный проект, реализация хорошей идеи, творчество), то дети к тебе обязательно потянутся.
– Часто классному руководителю приходится быть не только учителем, но и наставником, воспитателем в школе и за её пределами?
– Я считаю, что классрук – профессия круглосуточная. Часто он единственный взрослый, помимо родителей, с которым общается школьник долгое время.
От такта классного руководителя, его авторитета, умения выстроить диалог зависит то, насколько прочна ниточка доверия между учителем и учеником.И эта связь остаётся после школы. Я искренне радуюсь успехам своих бывших учеников. А их – много. Когда мы встречаемся, то вспоминаем только хорошие школьные истории.
– Сейчас вы являетесь директором школы, ведёте в трёх старших классах обществознание и историю. Не переживаете, что уже не можете быть классруком?
– Главное, что есть возможность преподавать. Не представляю себя без уроков. А кроме того, я ещё занимаюсь школьным музеем. Так что, и сейчас у меня есть возможность часто и много общаться с детьми не только в классах.
«Вижу меньше уважения к школе»
– Если сравнивать время, когда вы только начинали, с сегодняшним днём, то насколько сильно, на ваш взгляд, изменились ученики?
– Отвечу так: ученики всегда были и остаются весёлыми, озорными и добрыми – замечательными людьми. Поменялись родители: вижу с их стороны меньше уважения к школе, к работе учителя.
– В чём причина таких изменений?
– Считаю, что в этом есть доля вины телевидения. Если новость про учителей, то, как правило, негативная. Если учитель в фильме или сериале, то обязательно неадекватный персонаж, которого в реальной жизни к детям и близко не подпустят. Все это формирует в обществе определённое отношение к школе и учителям.
– И как повлиять на это?
– Нужно на государственном уровне прививать, воспитывать уважение к школе и её работникам. Тогда и школа в глазах общества не будет выглядеть как система по моральному слому детской психики.
– Единый госэкзамен (ЕГЭ) пугает учеников уже в 10-х классах. Каждый год среди родителей возникают споры: одни выступают за отмену экзамена, другие убеждены, что без него будет сложнее поступить. На какой стороне вы?
– Я всегда был сторонником ЕГЭ. Экзамен, при всех его недостатках, даёт выпускнику из любой глухой деревни реальную возможность поступить в вуз.
– А чтобы вы изменили в ЕГЭ?
– На мой взгляд, нужно поменять некоторые аспекты экзамена – унизительные досмотры, перебор с контролем. Нужно тщательнее готовить ребят к этому испытанию. Для того, чтобы не было ситуаций, как в текущем году: скандалы с «раздеванием» учеников перед входом или слитыми в сеть вариантами ответов. Если эта система будет работать как надо, то ЕГЭ пойдёт на пользу каждому ученику.
СПРАВКА
Александр Геннадьевич Игрунов – абсолютный победитель регионального конкурса «Учитель года Дона – 2023», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года – 2023», учитель высшей категории. Родился 16 сентября 1984 года в городе Шахты Ростовской области. Воспитывался в педагогической семье. Например, его бабушка преподавала английский в шахтинской школе №10 (ныне – гимназия), в которой учились сначала мама Александра (тоже учитель), а потом и он сам. Высшее образование Александр Игрунов получил в Ростове-на-Дону, в Южном федеральном университете (ЮФУ): сначала окончил бакалавриат по направлению «политология», затем поступил в магистратуру – на «психологию». Стаж педагогической работы – более 15 лет. В настоящее время является директором ростовской МБОУ «Школа № 16», преподаёт обществознание и историю.