Летние каникулы — это время, когда парты и кабинеты школы уже опустели, выпускники сдают последние экзамены, а младшеклассники зачастую предоставлены сами себе.
Rostov.aif.ru поговорил с детским психологом Екатериной Король о том, какие потенциальные опасности могут подстерегать детей в летние каникулы, а также о том, как родителям помочь своим чадам провести время с пользой.
Главное — наладить контакт
Сергей Сытов, Rostov.aif.ru: Екатерина, расскажите, пожалуйста, какие опасности могут поджидать мальчишек и девчонок во время летних каникул?
Екатерина Король: Лето — это время свободы, расслабления, приключений. Но именно в этот период дети и подростки оказываются наиболее уязвимыми. В отсутствие школьного контроля и при ослабленном внимании со стороны взрослых они могут попасть в опасные ситуации.
Первое — это, конечно, эксперименты с алкоголем, сигаретами и наркотиками. Подростки часто пробуют «запретное» из любопытства или стремления быть принятыми в компании.
Второе — игры в заброшенных зданиях, опасных местах и поздние ночные прогулки. Адреналин и «приключенческий дух» могут обернуться серьёзными травмами — физическими и эмоциональными.
Для подростков ещё существет опасность сексуальных связей без осознанности и защиты. Желание почувствовать себя взрослыми, давление со стороны сверстников, недостаток знаний о личных границах — всё это может привести к травмирующему опыту.
Ну и, конечно, одиночество и эмоциональная изоляция, особенно у детей, оставленных «плыть по течению» на каникулах.
— А как со всем перечисленным бороться? И что можно сделать родителям, чтобы обезопасить своих детей?
— Главное — это выстроить доверие. Никакой контроль не заменит настоящего контакта. Если ребёнок чувствует, что его слушают, уважают, что его не накажут за ошибку — он расскажет о проблеме, а не скроет её.

— Как войти с ребенком в контакт? Особенно в обсуждении щепетильных тем?
— Говорить открыто — и вовремя. Не бойтесь говорить про наркотики, алкоголь, половое воспитание, тревожные ситуации. Эти разговоры не толкают детей в опасность — они дают им язык и инструменты, чтобы сказать «нет» и обратиться за помощью.
— А как правильно объяснить подростку что такое хорошо и что такое плохо?
— Заранее проговорить границы и правила. Что можно, а что нет. Где гулять, до которого часа, с кем. Что делать, если стало страшно, кто «свой» взрослый в экстренной ситуации.
Тревожные сигналы
— Можно ли понять, что ребёнок «свернул куда-то не туда»?
— Конечно. Просто нужно наладить обратную связь, а не устраивать шпионаж. Интересуйтесь друзьями, увлечениями, но не допрашивайте. Замените «Где был?» на «Как прошёл день?». Необходимо ребёнку дать ощущение нужности. Запланируйте что-то вместе — поездку, проект, творчество, волонтёрство, кружки. Пусть ребёнок чувствует себя включённым, а не просто «предоставленным самому себе».
— А как помочь ребенку, если чувствуешь, что он связался с «плохой компанией»?
— Тут главное понять, что важен не контроль, а контакт. Если ребёнок знает, что дома его любят и поймут — это станет его настоящей защитой. Каникулы могут быть временем роста, радости и свободы, если рядом с ребёнком взрослый, который не только «знает лучше», но и умеет слушать и доверять.
Несмотря на все перечисленные опасности, подстерегающие наших детей во время летних каникул, нужно понимать, что все эти опасности возникают от недопонимания в семье и неосведомлённости ребёнка в вещах, которые ему кажутся «взрослыми» — это и различные вещества, вызывающие зависимость, и половые отношения, стремление «отдалиться» от родителей и отчего дома.
Но все это прорабатывается, с каждым из пунктов можно и нужно работать. Как отметила Екатерина в беседе с Rostov.aif.ru, «главное понять, что важен не контроль, а контакт» — разговаривать с детьми об их жизни порой бывает полезно и очень увлекательно. Тогда ребёнок понимает, что нужен в семье больше, чем на улице. И тогда он по-настоящему начинает любить и уважать своих родителей.