Примерное время чтения: 6 минут
20

Гефест из Волгодонска. Умелец учит детей кузнечному ремеслу

 Уже более 30 лет Олег Миргородский занимается своим любимым делом.
Уже более 30 лет Олег Миргородский занимается своим любимым делом. / Олег Миргородский. / АиФ

Кузнечное ремесло очень древнее. В каких только старинных летописях, мифологии и художественной литературе о нём ни упоминалось! Знатная профессия, что и говорить.

Об особенностях кузнечного дела «АиФ на Дону» рассказал волгодонский мастер декоративно-прикладного искусства Дона Олег Миргородский.

Тонкости кузнечного дела

Шаблонов того, какими стёжками-дорожками тот или иной мастер пришёл к своему ремеслу, нет. У каждого своя история. Но всеми движет одно – любовь к своему делу, стремление дарить радость людям и с помощью декоративно-прикладного искусства приобщать к прекрасному. К тому миру, который мы из-за спешки и суеты, порой, не замечаем.

Кузнечное ремесло уходит своими корнями в далёкие глубины прошлых веков и даже мифологию. Кузнец всегда пользовался особым почётом и уважением, их обучение пользовалось спросом. У горнила стояли и цари, и боги. Например, Гефест ковал Зевсу-громовержцу молнии. Кузнецы были даже кем-то вроде травматологов и стоматологов: удаляли больные зубы, вправляли переломы и вывихи. Сейчас, к счастью, для этого есть медицина, а труженики молота могут сосредоточиться на укрощении металла.

Более 30 лет Олег Миргородский из Волгодонска занимается своим любимым делом. Мастер увлекается ковкой по металлу. Тяга к прекрасному у Олега Георгиевича началась ещё в детстве. Ходил в кружок при Доме пионеров, учился в художественной школе и, когда нужно было сделать выбор куда пойти учиться, то поступил в Суздальское художественно-реставрационное училище на отделение реставрации по металлу. Там-то он и научился чеканить металл и не только. Словом, по-настоящему узнал, что такое художественная ковка.

После окончания училища Олег Миргородский работал в Новгороде художником-реставратором в Софийском соборе, затем в Броницах в Раменском. Через четыре года вернулся в родной Волгодонск, став самым первым дипломированным кузнецом в городе.

Учитель, наставник, творец

Мастеру нравится передавать свой опыт.

«Видно, гены передались мне от мамы Любови Алексеевны Миргородской, которая работала учительницей начальных классов в школе № 1 Волгодонска», – улыбаясь, поясняет Олег Георгиевич.

Манера говорить с детьми, отношение к ним – всё это он впитал с детства от своей любимой мамы. Поэтому и не было психологического барьера общения с ребятами. Первый опыт учителя он приобрёл в Волгодонском кадетском казачьем профессиональном училище – работал мастером производственного обучения (ручная ковка), открыв отделение кузнеца-газоэлектросварщика. Это сварка, ковка.

«Помню, как-то ребята с мотоциклом что-то мудрили, сваркой его лечили. А потом, когда решили на нём прокатиться, он взял и рассыпался. Тогда я им и говорю: «Ну, что, парни, сразу видно, что занятия мои пропустили. Теперь будете знать, как чугун приваривается к металлу». Тогда они начали интересоваться и переспрашивать, что да как. Только так можно научить. Теория без практики ничто», – считает Миргородский.

Сегодня мастер радует поклонников своим творчеством и передаёт бесценный опыт и умения учащимся школы-интерната. Он учитель технологии государственного казённого общеобразовательного учреж­дения Ростовской области «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение».

Своё продолжение как мастера Олег Георгиевич видит в учениках. По его словам, совсем неважно, что они не стали кузнецами или не выбрали декоративно-прикладное искусство делом своей жизни. Главное, что он научил ребят с особым трепетом и любовью относиться к металлу и всяким железкам.

«Ты учишь, и тебя учат. У ученика тоже можно многому научиться», – считает мастер.

Каждый человек – кузнец своего счастья. Только от него зависит, куда стрелка жизненного компаса повернёт, укажет.

«Для меня главное, чтобы мой ученик стал настоящим человеком, умеющим что-то хорошо делать. Был мастером, мастеровым», – говорит кузнец-учитель.

Миниатюры Миргородского

У волгодончанина есть свой особый стиль. Глядя на его миниатюрные изделия, восхищаешься филигранностью работы. Это же какие нужно иметь терпение, усидчивость, целе­устремлённость, чтобы металл так фантастически ожил!

«Где-то ты куёшь, а где-то работаешь со сваркой. Получился свой стиль миниатюрных изделий из металла размером 25-30 сантиметров. Одна такая работа вышла как сувенир, из другой получилась пепельница, а третья стала подсвечником. Но при любом раскладе, если не будешь любить металл, то ничего не получится», – уверен мастер.

Олега Миргородского можно назвать и кузнецом, и художником-реставратором по металлу, и ремесленником, и прос­то творческим человеком. Он фантазирует, переносит созданные образы в металл и даёт ему вторую жизнь. Порой, из бесполезных и безжизненных на первый взгляд кусков железа мастер создаёт настоящие произведения искусства.

Как отмечают члены Союза художников России искусствовед Виктор Николайчик и скульптор Егор Дердиященко, все произведения Миргородского обладают своим характером, отличаются оригинальными приёмами исполнения и различны по художественному решению. Это делает их ещё более познавательными и интересными, как для искушённых зрителей, так и для тех, кто только открывает для себя мир художественного творчества.

Начиная создавать очередное произведение, мастер первым делом рисует эскиз. Судьба очередного экспоната, представленного на бумаге, определяется в тот момент, когда появляются первые штрихи, затем рождается образ. Отправляясь в печь, суровый и жёсткий материал приобретает податливость и покорность. А уже потом в умелых руках своего создателя приобретает огранку.

Работы Олега Георгиевича всегда выделяются и запоминаются на выставках ремесленников, в которых он регулярно участвует. Одна из них особенно запомнилась жителям города атомщиков – «Фантазия металла и огня», которая проходила в художественном музее Волгодонска. Посетители увидели свыше 50 экспонатов: сказочных драконов, корабли, подставки для телефона, подстаканники, сундуки с коваными элементами, смешливые фигурки и многое другое. Все экспонаты выполнены в технологии ковки вручную.

На одну работу у мастера уходит от недели до нескольких месяцев. Каждая из них связана с какой-то жизненной историей или дорогим серд­цу воспоминанием.

Подсвечники, подставки под бутылки, настенные картины, вазы – далеко не полный список всех ярких изделий. Любовь к родному краю и культуре, неравнодушие к истории своего города и творческий подход к исполнению работ – вот что отличает этого многогранного человека от многих других! Сделал рамку для фото в духе времён Граж­дан­ской войны для своего прадеда, и, пожалуйста, произведение искусства.

…Вот такой он кузнец своего счастья, испытывающий и дарящий радость людям.

Всем ремёслам отец
Кузнецы были родоначальниками металлургии и металлообработки и оказали большое влияние на развитие ремёсел и производств, в которых применялись изготовленные ими инструменты и оснастка. Об их особом статусе говорит русская пословица: кузнец − всем ремёслам отец. Кованый металл гармонично сочетается с самыми разными видами материалов − деревом, стеклом, тканью, камнем. В том числе с драгоценными и полудрагоценными камнями. Кузнецы, золотых дел мастера, были первыми ювелирами. До сих пор в английском языке ювелир − это goldsmith, златокузнец. Первую книгу по художественной ковке в СССР издали только в 1982 году. Это был перевод чешских авторов Густава Семерака и Карела Богмана «Художественная ковка и слесарное искусство». Кузнецов-художников, которые могли бы передать свой опыт, в эти годы были единицы на весь Советский Союз − Всеволод Смирнов, Вячеслав Басов, Анатолий Беланов, Леонид Быков.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах