Наверное, не найдётся ни одного человека в мире вне зависимости от национальности, которому бы в детстве не рассказывали на ночь сказки. Этот жанр русского народного творчества знаком каждому жителю Дона. Многие даже повзрослев не перестают читать русские сказки. А некоторые и сочинять. Потому что обладают они особой волшебной силой: учат жизни и лечат человеческие души.
Познакомиться поближе с полюбившимися персонажами народных сказок, сочинить самому волшебную историю сегодня помогают в ростовском культурно-просветительском центре «Русская сказка».
Музей и дети
Уже не в первый раз приходиться удивляться, как на все 360 градусов меняются людские судьбы! Это сегодня Виктория Дуленко – директор АНО «Культурно-просветительский центр «Русская сказка», а несколько лет назад она учила физике и математике школьников, студентов; работала программистом в одном НИИ радиосвязи, а чуть позже – в технической службе одного из крупных операторов сотовой связи. И вдруг – сказки!
«В 2010 году у меня появилась идея, как было бы здорово, если бы в Ростове-на-Дону появился интерактивный музей сказки. И тогда я написала письмо губернатору Ростовской области Василию Голубеву. Но никто не заинтересовался моей идеей, – рассказывает Виктория Дуленко. – Поэтому, узнав о существовании конкурсов для некоммерческих организаций, решила в конце 2011 года зарегистрировать АНО «Культурно-просветительский центр «Русская сказка». И если сначала все меня спрашивали, зачем это, кому нужны эти сказки, то сегодня интерес к русской культуре, русским народным сказкам повысился. К счастью, за это время появились единомышленники, с ними мы прошли нелёгкий путь от наших маленьких просветительских акций до долгосрочных культурно-просветительских проектов, поддерживаемых Фондом президентских грантов».
10 сентября 2020 года, благодаря культурно-просветительскому проекту «Театр + музей» и поддержке его Фондом президентских грантов, был открыт театрально-музейный центр «Жили-были сказки…». Сегодня здесь музей сказочных чудес и музейный театр «Ко-ло-коль-чик».
В самом музее – более 300 экспонатов. В первом разделе – изделия художественных народных промыслов, предметы быта и копии деревянных детских игрушек Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, которыми играли дети в XVII–XIX веках. Во втором – репродукции картин русских художников Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Татьяны Мавриной, изобразивших персонажи известных русских народных сказок. И в третьем – театральные куклы учебного студенческого театра «Золотой ключик», которым уже 27 лет руководит преподаватель Донского педагогического колледжа Людмила Васильевна Иванцова. Она и передала музею часть театральных кукол из своей коллекции.
«Есть у нас и своя Василиса Премудрая. В образе этого любимого детьми сказочного персонажа проводит экскурсии и музейные занятия культуролог, историк, музейный педагог, а в прошлом старший научный сотрудник Волгодонского художественного музея Галина Александровна Лезина. Она единственная, кто десять лет назад откликнулся на моё письмо о создании интерактивного музея сказок. Теперь она методист центра и координатор всех проектов», – говорит Виктория Дуленко.
Никто не уходит из театрально-музейного центра «Жили-были сказки…» с пустыми руками, в конце занятия детвора обязательно проверит свои творческие способности в одном из ремёсел: слепит из глины, распишет посуду или сплетёт что-то из лыка.
Сказкотерапия
С незапамятных времён на Руси сказки писали для того, чтобы в доступной форме научить детей не только с любовью относиться к родителям и животным, но и дружить, беречь природу, хранить верность своим убеждениям, совершать добрые смелые поступки.
– Когда читаешь сказку, ты разбираешься в себе, – улыбаясь, говорит Виктория Дуленко. – Потому что в сказке в разных жизненных ситуациях человек может найти те советы предков, которые ему нужны именно сейчас.
– А если в реальной жизни кто-то, шутя, обзывает Бабой-ягой, то это не обидно?
– Нет, конечно! Это ещё нужно заслужить (смеётся). В современной трактовке я бы её назвала аналитиком, ведь её роль – ведуньи, т.е. ведающей, знающей. А назовите мне хотя бы одну сказку, где Баба-яга кого-нибудь съела? Да, она пугает, проверяет на прочность, но, если ты храбр, честен и у тебя благородная цель, то Баба-яга всегда тебе поможет да ещё и волшебных помощников подарит.
– Каждую сказку нужно читать в определённом возрасте?
– Да. Волшебные сказки не понятны двухлетнему ребёнку. А вот возраст пять-шесть лет – это как раз самое лучшее время для такой сказки. В этом возрасте как раз начинается процесс не только познания мира, но и отожествления с героем сказки: пройти испытания, пережить страхи и стать победителем.
Как самостоятельное направление в практической психологии сказкотерапия возникла не так давно и сразу же приобрела большую популярность. Официальной датой основания института сказкотерапии в России в Санкт-Петербурге считается 1997 год. Ввела этот термин доктор психологических наук, автор метода «Комплексная сказкотерапия», директор Международного института сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Она считает, что сказка, как кристалл, который каждому в определённой ситуации поворачивается своей гранью. Сказкотерапию как метод используют не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами в развитии, исправительные учреждения (для подростков с девиантным поведением), высшие учебные заведения.
Но сегодня, дав ребёнку в руки книгу со сказками, можно получить обратный эффект. Иллюстрации стали очень пугающими. До 1980 года детская книга обязательно проходила экспертную оценку в художественном совете, в который обязательно входили детские психологи. А сейчас везде – маркетологи, для которых главное не только привлечь внимание к продукции или товару любой ценой, но и постоянно развивать культуру потребления. Кроме того, тексты русских народных сказок сейчас стали переделывать. Ведь чем хороша русская народная сказка? Своей мелодикой – стилем изложения. Вспомните потешки – это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей, они не только развлекают, но и развивают малыша. Они учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.
Когда малыша убаюкивали, будили, умывали, одевали, ему проговаривали или пели такие потешки. Попробуйте, проговорите их, и у вас появится такое ощущение, что кто-то гладит по голове.
– А кто сегодня пишет современные сказки?
– Сказки сегодня пишут многие, пишут психологи под определённую проблему, например, для детей, которые боятся темноты. Есть много современных авторов, но надо следить за содержанием. Я предпочитаю работать с народными сказками, авторскими сказками, которые мы знаем с детства – Александра Пушкина, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Разве не прекрасны сказки Владимира Сутеева «Кто сказал мяу», «Три котёнка», «Под грибом»?
В нашем центре тоже пишут сказки. Уже седьмой год проходит детский конкурс «Знаток мудрости сказок». Сегодня написано около 400 детских прекрасных авторских сказок.
Недавно мы затеяли новый проект – «Сказки народов Дона». Предстоит сделать немало. Но самое главное то, что в репертуаре нашего музейного театра появятся новые спектакли по национальным сказкам, мы напишем по ним сценарии, поставим спектакли и покажем воспитанникам детских садов и учащимся школ.
Котёнок по имени Леопольдик
Жил-был котёнок по породе британской. Звали его Леопольдик. Он был очень хороший, добрый, вообще никогда не царапался и всех любил. Больше всего он любил играть.
У Леопольдика был дом. Самый светлый, цвета солнца. И была мисочка, в которой сам собой появлялся корм. И корзинка, в которой подстилка сама появлялась и исчезала. Если подходит котёнок – подстилка появлялась, если уходит – исчезала, чтобы её не убрали, и удобно было, тепло спать там.
«Как же сделать, чтобы все знали, что я добрый и дружный?» – думал Леопольдик.
Однажды он пошёл гулять и что-то нашёл.
«Так, что это такое?» – удивился котёнок Леопольдик.
Понюхал. «Не пахнет? Так это же улыбка! Я возьму её себе! Она похожа на солнечный зайчик!»
Несёт котёнок улыбку, и ему все вокруг улыбаются.
Все теперь знают, что он добрый. Здорово же так жить!
Авторская сказка Ани Цыбан, 4 года
Кстати
Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень» – от слова «бать», рассказывать. Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые «сказки сказывают небывалые». А вот учёные предполагают, что этот термин употреблялся ещё раньше. Сказка – это вымысел, произведение народной фантазии – складное, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.
Главный тренер ФК «Ростов» прочитал дочери сказку на испанском
Дед Мороз спешит на помощь. Сказки от главного волшебника Новочеркасска
«Тепло ли тебе, девица?» Пройдите тест на знание новогодних сказок
Сказки для всей семьи. Как маленькие истории решают большие проблемы