Метро… Это слово стало легендой для жителей донской столицы.
В конце 2017 года в региональном правительстве заговорили, что к теме строительства подземки надо будет вернуться в первом квартале 2018-го. Что происходит, разбиралась «АиФ на Дону».
Когда наступит завтра?
Ещё в 80-е годы в Ростове-на-Дону заговорили о скором появлении подземки, провели геолого-изыскательские работы. В течение восьми лет должны были появиться восемь станций, а первая линия метро связала бы железнодорожный вокзал и Сельмаш. Но СССР распался, и стало не до метро.
Вернулись к вопросу строительства в 2008 году. Появилось даже МКУ «Управление метро Ростова». Кстати, тратила организация немало: только на оказание информационных услуг в год выделялось почти 310 тысяч рублей (данные за 2014 год, официальный портал Госзакупок).
Итогом работы МКУ стало утверждение проекта планировки и межевания территории для размещения метрополитена. Даже был объявлен конкурс на проектирование первой линии. Впрочем, срок подачи заявок неоднократно продлевался из-за отсутствия таковых. Поэтому три года назад конкурс отменили, а «Управление метро Ростова» перестало существовать, как самостоятельная организация и официально влилось в «Дирекцию по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (ДИСОТИ).
Между тем, в минувшие годы в Ростове-на-Дону удалось реализовать немало крупных проектов. Построен «Платов», достраивается новый стадион. Может быть, метро нереально построить вовсе не из-за нехватки денег?
«Основную геологическую опасность для метрополитена в Ростове представляет вода, которая растворяет известняковые породы. Образуются пустоты, а песок насыщается влагой и становится подвижным (фактически зыбучие пески), - поясняет кандидат геолого-минералогических наук, доцент Евгений Нырков. – Именно эти процессы и происходят на глубине 15-40 метров.
Вспомните, как при строительстве в Новочеркасске Вознесенского собора его фундамент два раза проваливался. Выход - изолировать грунты от поступления воды. Для этого есть ряд специальных, но очень дорогостоящих мероприятий. То есть, построить метро трудно, но возможно. И очень дорого. Стоимость строительства первой линии обошлась бы в 2010 году в 76,6 миллиарда рублей».
А представьте, как чудесно было бы добираться с улицы Малиновского до площади Карла Маркса за 15 минут, а со станции «Площадь Королёва» до улицы Большой Садовой (станция «Ворошиловская») за 12 минут. Всё это уже подсчитано в проектной документации!
МетроТрам
Впрочем, в прошлом году власти к вопросу метрополитена вернулись. Вагоны теперь планируют пустить над землёй.
Однако это пока мечты, в реальности же власти говорят о создании системы скоростного пассажирского транспорта.
«Рассматривается вопрос строительства скоростных трамвайных маршрутов (лёгкое рельсовое метро, метротрам, метротрамвай) и их интеграция с действующей трамвайной сетью. Реализуется проект «Городская электричка», - рассказывает начальник управления по информационному сопровождению и взаимодействию со СМИ администрации города Ростова-на-Дону Мария Давыдова.
Много надежд возлагают на создание интеллектуальной транспортной системы Ростова и агломерации (например, оперативное перераспределение автобусов на тот участок, где скопилось больше пассажиров).
Но, чтобы это заработало, нужна более эффективная работа ГИБДД, выделенные полосы для транспорта, жёсткое наказание тех, кто паркуется в полосе движения или на остановках. Сейчас этого нет, и не исключено, что построить и запустить тот же метротрам окажется реальнее.
А вот какое мнение высказал «АиФ на Дону» руководитель интернет-издания «Ростов-Транспорт» Игорь Негодаев:
«Ростов - очень компактный мегаполис, и это дополнительный голос за скоростной трамвай (СТ) и против метро с его длинными перегонами между станциями. Значительную часть линий СТ можно тянуть по поверхности, и только в центре города, очевидно, потребуются туннели неглубокого заложения и/или эстакады.
Средняя скорость передвижения пассажирского транспорта на городских маршрутах составляет - 15-17 км/ч, а на отдельных участках - 9-13 км/ч.
Наиболее затруднено сообщение Северного и Западного районов Ростова-на-Дону с его центральной частью.